Следовательно, основным направлением развития методов оценки экономической эффективности некоммерческих организаций и программ должна стать разработка методик пересчета неэкономических показателей в экономические. Это позволит более объективно и полно учитывать влияние различных факторов на результативность конкретной организации или проекта.
Выводы
♦ С точки зрения процессного подхода риск-менеджмент можно рассматривать как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
♦ Основу процессного подхода составляет технология управления, т. е. совокупность приемов и способов осуществления процесса управления.
♦ Основными элементами технологии управления являются предмет труда (т.е. информация, обеспечивающая принятие управленческих решений); продукт труда (управленческие решения); средства труда (знания и опыт менеджера); рабочая сила (интеллектуальная и физическая энергия руководителя).
♦ Основным элементом процесса управления является управленческая функция.
♦ В наиболее общем виде функция управления представляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации.
♦ Большинство исследователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. При этом под общими функциями менеджмента понимаются функции, образующие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого труда вне зависимости от характера и специфики деятельности организации.
♦ Помимо общих и специальных функций управления можно выделить еще и смешанные функции, такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т.п.
♦ В зависимости от времени действия все функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции, которые осуществляются дискретно (т.е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют непрерывные функции, выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием.
4. Методология риск-менеджмента
Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.
В современной теории менеджмента методы управления классифицируются по самым различным признакам.
В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.
По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и т.п.
Для целей риск-менеджмента наиболее подходит классификация методов управления, обусловленная их содержанием.
В общей совокупности методов управления рисками можно выделить семь основных групп:
1) юридические;
2) административные;
3) экономические;
4) социальные;
5) психологические;
6) производственные;
7) научно-прикладные.
Разумеется, подобный способ деления методов управления на группы является достаточно условным, так как все они имеют множество общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов в отдельности.
Сущность юридических методов управления рисками состоит в использовании основных положений действующего законодательства с целью профилактики рисков и нейтрализации их негативных последствий. В состав юридических методов риск-менеджмента входят:
• уголовно-правовые;
• административно-правовые;
• гражданско-правовые.
Сущность уголовно-правовых и административно-правовых методов очень близка. И те и другие направлены на обеспечение неприкосновенности материальных, интеллектуальных, энергетических и кадровых ресурсов организации. Основу указанных методов составляет наказание за неправомерное причинение вреда организации ее конкурентами, криминальными группами, а также недобросовестными должностными лицами органов государственной власти, деловыми партнерами и работниками. Наказание обеспечивается государственным принуждением и выполняет роль сдерживающего элемента в системе управления внешними и внутренними противоправными факторами, непосредственно угрожающими нормальной деятельности организации.
Существуют три основные формы наказания: предупреждение, штраф, лишение свободы.
Предупреждение применяется как мера профилактики подготавливаемых к совершению преступлений и правонарушений, а также как мера пресечения уже совершенных противоправных действий, приведших к нанесению вреда малой | тяжести.
Штраф представляет собой установленную законом сумму денежных средств, взыскиваемую государством с лиц, виновных в совершении противоправных деяний. При этом штраф не следует путать с материальной компенсацией, взыскиваемой в рамках гражданских правоотношений в пользу потерпевшего лица с целью возмещения нанесенного ему ущерба. Как правило, штраф применяется в отношении лиц, совершивших административные правонарушения или преступления малой и средней тяжести, не представляющие существенную социальную опасность.
Лишение свободы, как наиболее жесткая мера наказания, применяется только по отношению к социально опасным гражданам. Оно состоит в изоляции от общества лиц, совершивших уголовные преступления, на срок, установленный действующим законодательством.
Вопрос о том, какую цель преследует наказание — кару за совершенные противоправные деяния или перевоспитание — уже довольно продолжительное время обсуждается теоретиками и практиками современного права. Однако общего мнения по этому вопросу до сих пор не выработано. Попытаемся решить эту проблему.
В ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) наказание трактуется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. По своей сути наказание представляет собой временное или бессрочное ограничение прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 этой же статьи говорится, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Таким образом, действующее законодательство четко определяет первоочередность целей наказания. На первом месте стоит восстановление справедливости (т.е. кара), и только потом упоминаются исправление и профилактика.