♦ региональный риск — связан с экономическим, политическим и социальным положением отдельных административных или географических регионов;
♦ отраслевой риск — связан со спецификой функционирования отдельных отраслей народного хозяйства;
♦ инновационный риск — риск потерь, связанных с неудачной реализацией новых проектов.
Подход к классификации рисков, предложенный профессором Максимцовым, представляется достаточно интересным и позволяет систематизировать большую часть предпринимательских рисков. Однако следует отметить его чрезмерную разветвленность и сложность, которые усложняют процесс классификации конкретных видов риска и оценку их места в системе управления организацией.
Более упорядоченной представляется классификация рисков, предложенная профессором Б. Мильнером и профессором Ф. Лиисом.
Всю совокупность хозяйственных риском они предлагают разделить на две основные группы. Причем первую группу образуют внешние риски, т. е. риски, возникающие во внешней среде организации. Ко второй группе относятся внутренние риски, соответственно возникающие во внутриорганизационной среде.
Среди внешних рисков выделяют:
♦ политические — связаны с политической обстановкой в стране и деятельностью органов государственной власти (революция, военные действия, национализация частной собственности, конфискация имущества и др.);
♦ законодательные — изменение действующих норм с выходом новых законодательных и нормативных актов, например, ухудшающих положение компании (введение новых налогов, отмена налоговых льгот, повышение налоговых ставок и др.);
♦ природные — связаны с возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды (наводнения, пожары, землетрясения и т. п.),
♦ региональные — обусловлены состоянием отдельных регионов, их законодательством и т.д.;
♦ отраслевые — зависят от тенденций развития отрасли;
♦ макроэкономические — обусловлены развитием экономических процессов в стране и в мире в целом. В свою очередь, макроэкономические риски включают инфляционные (дефляционные), валютные, процентные и структурные риски.
Внутренние риски подразделяются на три вида:
♦ производственные, связанные с особенностями технологического процесса на конкретном предприятии, уровнем квалификации работников, организацией поставок сырья и материалов и осуществлением транспортных перевозок,
♦ инвестиционные, несущие потенциальную угрозу неполучения запланированного результата,
♦ коммерческие, обусловленные обычно неправильно проведенными маркетинговыми исследованиями, в результате которых компания не может реализовать весь объем произведенной продукции, недооценкой конкурентов на товарном рынке, ошибочной ценовой политикой и др.
Система классификации рисков профессора Б. Мильнера и профессора Ф. Лииса представляется наиболее оптимальной и удобной. Однако она имеет один недостаток, требующий исправления. В рамках указанной системы распределение рисков на внешние и внутренние не в полной мере соответствует современным представлениям о внешней и внутренней среде организации.
Внешнюю среду организации можно разделить на среды прямого и косвенного воздействия.
В среде прямого воздействия главное — это рынок и законы, его регулирующие.
К среде прямого воздействия относятся:
• поставщики;
• профсоюзы;
• потребители;
• конкуренты;
• законы и государственные органы.
К среде косвенного воздействия относятся:
• международные события;
• НТП;
• политические факторы;
• состояние экономики страны;
• социокультурные факторы.
Внутреннюю среду организации составляют все ее элементы, а также связи и отношения между этими элементами в процессе управления организацией.
Важно помнить, что предприятие и рынок представляют собой две различные формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения. Их можно лишь имитировать для повышения эффективности функционирования.
1.4 Риск-менеджмент как отрасль научного управления
Для того чтобы наиболее полно раскрыть смысл такого емкого понятия, как риск-менеджмент, сначала целесообразно рассмотреть содержание термина "менеджмент" в наиболее общем его понимании.
Понятия "управление", "менеджмент" известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознана в 20—30-е гг. XX в., когда управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную сферу исследований. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуются компетентные управляющие, этот социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus — рука). Буквально слово manage в средневековой Англии означало "объезжать лошадей". Будучи связан с процессом езды, с управлением лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в научно-методической литературе отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Профессор Л.И. Евенко определяет управление как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; функцию, вид деятельности по руководству людьми, а также как область человеческого знания, помогающую осуществить эту функцию.
Один из ведущих теоретиков в области управления и организации П. Дракер определяет управление как "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".
Профессор М. Мэскон, соавтор известного американского учебника "Management" (в русском переводе — "Основы менеджмента"), выдержавшего в США три издания, характеризует управление как "процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации".
Профессор М.М. Максимцов определяет менеджмент как "управление в социально-экономических системах (фирмах, акционерных обществах, учреждениях и др.) .", а также как " .совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличения прибыли и др.)".
Другие авторы определяют менеджмент как "интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения".
Определений понятия "менеджмент" большое множество и все они достаточно разнообразны. Подобное положение вещей отчасти объясняется тем, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.