Приложение Б
Таблица 3.1- Управление межличностными конфликтами
№ |
Этап управления |
Основное содержание |
1 |
Прогнозирование конфликта |
Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.) |
2 |
Предупреждение конфликта |
На основании анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации (см.табл.1.4); педагогические меры: беседа, разъяснения, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменений условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в другие подразделения и т.д. |
3 |
Регулирование конфликта |
Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии регулирования конфликта (информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные); ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников |
4 |
Разрешение конфликта |
Исходя, из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический |
Приложение В
Таблица 3.2 -Управление конфликтами «личность-группа»
№ |
Этап управления |
Основное содержание |
1 |
Прогнозирование конфликта |
Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей. Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т.п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Нарушение групповых норм, высокомерие |
2 |
Предупреждение конфликта |
На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Применение педагогических мер: беседа, разъяснение, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм и т.д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и др. |
3 |
Регулирование конфликта |
Добиться признания реальности конфликта конфликтующей личности. Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации. Вести работу с лидером группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта |
4 |
Разрешение конфликта |
Как правило, конфликты типа «личность-группа» разрешаются двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и недосьтатки, приведшие к конфликту, и исправлять их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель при принятии решения |
Приложение Г
Таблица 3.3- Управление межгрупповыми конфликтами»
№ |
Этап управления |
Основное содержание |
1 |
Прогнозирование конфликта |
Постоянное взаимодействие по всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации «Мы» с акцентом на противопоставление «Они» и т.п.) |
2 |
Предупреждение конфликта |
На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта |
3 |
Регулирование конфликта |
Добиться признания реальности конфликта конфликтующих групп; легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров; институциация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. |
4 |
Разрешение конфликта |
Организация переговорного процесса по разрешению конфликта; заключение договора о согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон. |
Приложение Д
Должностная инструкция психолога
Общие положения
Настоящая инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Психолога.
Психолог назначается на должность и освобождается от нее в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.
Психолог подчиняется непосредственно генеральному директору
На должность Психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности в области психологии.
Психолог должен знать:
психологию и социологию организации труда;
основы трудового законодательства;
законодательные и нормативные правовые акты;
структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы его развития;