В настоящее время на рынке наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:
• "UNIDO" (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) – для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
• "WORLD Bank" (Всемирный банк реконструкции и развития);
• фирмы "Goldman, Sachs & Со" (крупнейший банковский дом Уоллстрит – один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);
• фирмы "Ernst & Young" (интернациональная консультационно-аудиторская фирма).
Основой всех вышеперечисленных методов составления бизнес-планов, которые работают в условиях становления рынка Украины, являются следующие разделы:
• финансовый план;
• маркетинг-план;
• система производства.
Бизнес-план является основой проекта реструктуризации. В нем определяются цели и задачи, которые необходимо решить в процессе реструктуризации, способы достижения поставленных целей, технико-экономические показатели проекта, оценка предприятия и его внешней среды.
Формирование бизнес-плана дает возможность:
• определить жизнеспособность проекта реструктуризации в сложившихся внутренних и внешних условиях;
• определить, как должен развиваться проект реструктуризации;
• представить финансовые затраты на реализацию проекта и определить необходимость привлечения внешних инвесторов, дать возможность внешним инвесторам оценить эффективность проекта.
Таким образом, бизнес-план предназначен для следующих категорий участников проекта:
• менеджеров, призванных реализовывать проект реструктуризации;
• собственников предприятия, заинтересованных, с одной стороны, в его развитии, а с другой стороны, в минимизации затрат на эти процессы;
• кредиторов и внешних инвесторов, заинтересованных в реальности и коммерческой привлекательности проекта.
Успех реструктуризации предприятия во многом определяется качеством разработанного бизнес-плана, который включает: определение стратегии и тактики поведения, выделение перспективных целей в рамках реализуемого проекта, механизмов их достижения и ресурсного обеспечения. Решение триединой задачи – что, как и для кого производить –базируется на систематической разработке управленческих решений о целях, средствах и действиях путем сравнительного анализа и оценки альтернативных вариантов в прогнозируемом периоде. Основу такой деятельности составляет бизнес- планирование.
Бизнес-планирование – это процесс разработки и детального обоснования концепции реализации предпринимательской идеи, который включает анализ информации о предстоящих действиях, определение наилучших способов достижения поставленных целей.
Бизнес-план – это документ, в котором представлено комплексное исследование основных сторон предпринимательского проекта; описание механизма создания и функционирования нового или реконструированного предприятия. Бизнес-план в отличие от плана отражает развитие какого-либо одного направления.
Выделяют два вида бизнес-планов:
• бизнес-план для привлечения внешнего финансирования (внешний бизнес-план);
• бизнес-план для решения внутренних проблем действующего предприятия (внутренний бизнес-план).
Утвержденный бизнес-план развивается в виде плана реструктуризации, конкретизирующего систему мероприятий, предусматривающих цели, содержание, сбалансированность ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ в рамках проекта реструктуризации.
Разработка бизнес-плана осуществляется на основе технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) – это описание затрат ресурсов и экономических результатов в натуральном и стоимостном выражениях по возможностям реализации целевых установок. ТЭО является важнейшим этапом прединвестиционной стадии предпринимательского проекта, на котором принимается окончательное решение о наличии необходимых условий для практического осуществления проекта. В зависимости от условий, масштабов и целей ТЭО может быть самостоятельным документом и предшествовать разработке детального бизнес-плана или входить в него в качестве составной части.
Бизнес-план, как правило, разрабатывается итерационным путем с различной степенью детализации. Приведем три варианта бизнес-плана, отработанные в российской практике.
I. Бизнес-план-проспект (2 – 7 стр. текста, подкрепленного финансовыми расчетами). Основное назначение – предельно сжатая аналитическая информация, необходимая для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта реструктуризации.
Примерная структура бизнес-проспекта:
1. Содержание проекта.
2. Инициатор проекта.
3. Анализ рынка:
• конечные потребители продукции (товаров, услуг);
• основные каналы распределения предлагаемой продукции;
• основные конкуренты;
• продвижение продукции.
4. Организационный план.
5. Основные финансовые показатели:
• требуемый объем инвестиций;
• доля инвестора в общем объеме финансирования;
• предполагаемый объем продаж;
• издержки производства;
• основные сроки по проекту (начала возврата средств, окупаемости, реализации проекта);
• аккумулированная (и дисконтированная) прибыль за период реализации проекта;
• внутренняя процентная ставка.
6. Положение дел на сегодня.
7. Основные риски.
8. Компенсационные мероприятия.
9. Возможные гарантии.
10. Первоочередные мероприятия.
11. Координаты организации, представляющей проект.
II. Краткий бизнес-план инвестиционного проекта (30 – 50 стр. и приложения). Основное назначение – достаточно детальная оценка предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки с целью инвестирования.
Продолжительность разработки – до месяца. Работают 2-3 эксперта по различным аспектам проекта и координатор. В дальнейшем возможно формирование краткого бизнес-плана как "выжимки" наиболее существенной информации из полного бизнес-плана.
III. Полный бизнес-план инвестиционного проекта (от 100 стр.). Основное назначение – необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта. Разрабатывается с привлечением консультантов для проектов, предварительно отобранных инвестором и по которым он затребовал дополнительную информацию. Продолжительность разработки – 3 – 5 мес. (в зависимости от масштаба проекта) командой в 7 – 10 человек. Финансирование разработки (и корректировка в процессе реализации проекта) бизнес-плана включается в запрашиваемые инвестиции (3…7 % инвестиций в зависимости от масштаба проекта). Составы полного и краткого бизнес-планов совпадают, но степень их детализации, глубины проработки и достоверности данных различается. Например, в полном бизнес-плане производственный раздел доведен до уровня техпроекта, а в маркетинг-плане проанализированы все конкуренты и проведена многоуровневая сегментация рынка.