Управление жизненным циклом проектов.
Стандарт COBIT 4.1 определяет три ИТ-цели, относящиеся к управлению жизненным циклом проектов:
· создание гибкости информационной системы;
· внедрение проектов в срок, в рамках бюджета и вовремя;
· обеспечение экономичности ИТ расходов и саморазвития.
Указанным трем целям сопоставляются следующие процессы: PO02 - «Разработка информационной архитектуры»; PO04 - «Разработка ИТ-процессов, структуры и коммуникаций»; PO05 - «Управлениями инвестициями в ИТ»; PO07 - «Управление кадровым потенциалом ИТ-службы»; PO08 - «Управление качеством»; PO10 - «Управление проектами»; DS06 - «Идентификация и учет затрат»; AI03 - «Внедрение и поддержка технологической инфраструктуры»; ME01 - «Мониторинг и оценка эффективности ИТ»; ME04 - «Управление ИТ».
Анализ показал, что степень зрелости процессов управления жизненным циклом проектов и процессов управления проектами находится на первой ступени зрелости. Проектное управление в целом отсутствует как внутри ИТ-службы, так и в целом по предприятию. Проекты в портфеле не являются взаимодополняющими. Мониторинг отклонения проектов от заданных целей не выполняется, по факту завершения проектов отклонения анализируется лишь косвенно и без конкретных выводов. Сколько-нибудь формализованных планов или намерений по совершенствованию (или оптимизации) процессов управления проектами в процессе исследования не выявлено.
Система обеспечения проектов.
В стандарте COBIT 4.1 можно выделить четыре ИТ-цели, относящиеся к системе обеспечения проектов:
· обеспечение прозрачности затрат и их соответствие результату;
· обеспечение понимания влияния бизнес-рисков на цели и задачи;
· рост эффективности ИТ-вложений;
· обеспечение проектов персоналом требуемой квалификации.
Указанным четырем целям сопоставляются следующие процессы: PO05 - «Управлениями инвестициями в ИТ»; PO06 - «Восприятие целей и ожиданий бизнеса»; PO07 - «Управление кадровым потенциалом ИТ-службы»; PO09 - «Управление ИТ-рисками»; AI05 - «Снабжение ИТ ресурсами»; DS01 - «Управление уровнями обслуживания клиентов»; DS02 – «Управление услугами контрагентов»; DS06 - «Идентификация и учет затрат»; ME01 - «Мониторинг и оценка эффективности ИТ»; ME04 - «Управление ИТ».
С точки зрения указанного направления, анализ показывает, что уровень зрелости приводимых процессов не превышает первой ступени. При этом основными слабыми местами являются:
· отсутствие в составе неформализованной ИТ-стратегии механизмов оценки бюджетов проектов;
· отсутствие формализованных механизмов оценки отдачи инновационных проектов;
· отсутствие механизмов развития и удержания квалифицированных ИТ-специалистов;
Сложившаяся ситуация не позволяет ИТ службе эффективно управлять системой обеспечения в стратегической перспективе. Отклонения проектов по срокам и бюджету не анализируются, фактическая отдача от инвестиций не рассчитывается. Такой подход приводит к низкой эффективности решений по распределению ресурсов между проектами, а также не дает возможность обеспечить обратную связь по финансовой составляющей.
По результатам анализа можно сделать вывод, что уровень развития бизнес-процессов, формализация стратегии и бизнес-целей не предполагают высокой вовлеченности ИТ-службы в процессы стратегического управления. Оторванность инновационных процессов в сфере ИТ от потребностей предприятия и отсутствие прозрачных и четких механизмов оценки инвестиционных проектов приводит к восприятию ИТ-службы как затратного подразделения и в будущем будет только тормозить процессы управления ИТ.
В то же время, принимая во внимание низкий уровень автоматизации бизнес-процессов, слабую активность инновационной деятельности в начале 2000-х годов, а также малый срок существования полноценной ИТ-службы на предприятии, можно отметить, что уровень зрелости инновационных процессов в ИТ-сфере, в целом, соответствует статусу информационных технологий на предприятии.
В заключение отметим, что основными препятствиями на пути развития инновационных процессов в ИТ-сфере являются:
· отсутствие инвестиционной составляющей в информационных инновациях не позволяет обеспечить им требуемое внимание со стороны высшего руководства и бизнес-подразделений на этапе разработки и не дает необходимой поддержки на этапе реализации;
· слабое понимание самой службой ИТ необходимости стратегического управления инновациями приводит к формированию малоэффективного портфеля проектов;
· слабая организационная культура и слабая направленность организации на изменения, не позволяющие полноценно реализовать инновации.
Не смотря на то, что бизнес проявляет мало интереса к ИТ-направлению, руководителям ИТ-службы уже сейчас необходимо задуматься о перспективах развития ИТ, что положит начало развитию процессов стратегического управления службой в целом и инновационными процессами в частности. Становление качественных и эффективных (в том числе и с инвестиционной точки зрения) подходов к организации ИТ и инновациям позволит ИТ-службе внести свою достойную лепту в развитие и модернизацию предприятия, а также обеспечить необходимую рентабельность проектов и приемлемый уровень риска.
Направления совершенствования
Предложения, вносимые в рамках данной работы, направлены, прежде всего, на развитие инвестиционной составляющей в инновационных процессах, полностью или частично протекающих в функциональной области информационных технологий.
Исходными допущениями автор принял следующее:
· В виду текущего экономического кризиса, руководство предприятия, уделявшее крайне мало внимания управлению ИТ, в целом готово рассмотреть предложения по оптимизации информационных процессов в ИТ сфере в целях получения реальной отдачи от инвестиций.
· Фокус инвестиций и инноваций в 2011-2016 годах будет направлен на производство, доля инвестиций в ИТ не будет превышать 7%.
· Реструктуризация производств приведет к тому, что основной акцент «стратегических задач» будет смещен на снижение расходов, в том числе в ущерб результативности, т.е. сокращение функционала служб будет приветствоваться, хотя проекты оптимизации без снижения стоимости будут также приемлемы.
· «Основная цель» постоянного роста дохода сотрудников будет пересмотрена в сторону сохранения уровня доходов.
· Требования к рентабельности, заложенные в стратегических целях (10%), будут пересмотрены в сторону увеличения до 12-15%.
· Все затраты на информационные технологии, в том числе стоимость поддержки внедренных решений и проектов, включаются в совокупную стоимость владения и должны рассматриваться в качестве инвестиций.
· Головная организация (ОАО «КТРВ») постепенно начнет предпринимать действий по концептуальному управлению системами стратегического управления ИТ на дочерних предприятиях в течение 2012-2014 годов.
· По материалам западных публикаций, средняя эффективность инвестиций в ИТ, в условиях отсутствия системного подхода при уровне зрелости процессов 1,0-1,5 составляет 103%; средняя эффективность при уровне зрелости 2,5-3,0 достигает 120-125%.