рефераты по менеджменту

Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий на примере ОАО "Смоленский авиационный завод"

Страница
5

Учитывая, горизонт планирования располагаемых программ стратегического развития (до 2014 года), глубину составления бюджетов (не более 1 года), оптимальным горизонтом планирования для разработки предложений автор принял 2010-2012 годы.

Как автор отметил выше, основными препятствиями на пути развития инновационных процессов в сфере ИТ являются: отсутствие инвестиционной составляющей в информационных инновациях (как следствие отсутствие внимания руководства к ИТ), малоэффективный портфель проектов (в связи со слабым вниманием ИТ-службы к вопросам стратегического управления), слабая организационная культура в целом, не способствующая инновациям.

С учетом выявленных проблем, автор предлагает применить эволюционный (а не революционный) подход к оптимизации стратегического управления инновационными процессами. Учитывая горизонт планирования, основные предложения будут направлены на 2010-2012 годы, т.е. первый этап изменений. С учетом текущего состояния предприятия и системы управления ИТ, можно ожидать, что полный цикл изменений будет реализован к 2018 году.

Цели полного цикла изменений:

· реализация эффективной и оптимальной информационной поддержки в продуктовых и бизнес инновациях;

· обеспечение управляемости инвестиций в сфере ИТ.

Критерии достижения целей полного цикла:

· существование роли CIO на предприятии (как полноправного участника коллегиального исполнительного органа предприятия);

· служба ИТ имеет статус центра прибыли;

· реализация процессного подхода ITG, уровень зрелости процессов (не менее 30 из них) управления информационными технологиями – 2,5 и более;

· реализация системы проектного управления инновационными процессами в ИТ;

· система реализации стратегии ИТ на базе BSC.

Направление достижения целей (в рамках реализации принципов IT Governance):

· обоснование ценности для бизнеса от ИТ;

· обеспечении прозрачности затрат и оценка эффективности инвестиций в ИТ сфере;

· система управления рисками в инновационных ИТ-проектах.

В отличие от целей полного цикла изменений, общим направлением первого этапа является создание спроса на инвестиционный портфель ИТ-проектов со стороны высшего руководства при поддержке среднего руководящего звена (как заказчика и потребителя решений). Целевой тенденцией к изменениям на этом этапе автор считает «разморозку» и начальную адаптацию сложившейся организационной культуры.

Проанализировав тенденции развития и кадровый потенциал ИТ-службы, автор пришел к выводу, что на протяжении первого этапа ключевым агентом изменений должен стать профессиональный аудитор-консультант, привлекаемый за пределами организации. Автор считает, что ключевыми «спонсорами» со стороны высшего руководства следует рассматривать руководителя экономической службы (в должности зам. Генерального директора) и руководителя финансовой службы (в должности зам. Генерального директора по финансам). При этом агент изменений должен находиться в прямом подчинении финансовому «спонсору». Таким образом, основным двигателем изменений станет внешний по отношению к ИТ службе аудиторский комитет, который на первое время возьмет на себя все функции, связанные с разработкой методик, принципов и процессов, а также функции экспертного аудитора инвестиций в сфере ИТ.

Цели первого этапа изменений:

A. Подготовить ИТ службу к реорганизации (с подцелями):

a) разработка ИТ-стратегии и принципов ее реализации;

b) освоение проектного подхода для управления рисками и работы с инвестициями в сфере ИТ;

c) формирование стратегического потенциала ИТ-службы для эффективной реализации перспективных проектов;

d) реализация подотчетности финансовому аудитору;

B. Привлечь внимание высшего руководства организации к финансовому потенциалу ИТ-проектов:

a) продемонстрировать возможность управления стоимостью и рисками в операционной и инвестиционной деятельности ИТ;

b) разработка и реализация прозрачных методов оценки инвестиционной деятельности ИТ службы;

c) эффективная (в финансовом отношении) реализация двух политически значимых ИТ проектов.

C. Вовлечь руководителей бизнес подразделений в инновационные процессы ИТ сферы:

a) разработка и публикация перечня рекомендаций и лучших практик по внедрению информационных инноваций в бизнес-процессах;

b) активные консалтинговые услуги руководителям бизнес подразделений об ожидаемой эффективности их проектов;

c) показательная реализация двух значимых проектов с участием информационных инноваций.

D. Стимулировать тенденции принятия организационных изменений:

a) приоритезация потребностей бизнес-подразделений и лоббирование их интересов в ИТ-службе, защита нефинансовых результатов инвестиционных проектов;

b) ограничение инновационных процессов в подразделениях, не приемлющих изменения.

Критерии достижения цели «А» первого этапа:

· существование документированной ИТ-стратегии;

· реализация политики обеспечения ИТ-проектов кадрами;

· обоснование (и защита) ИТ-инвестиций с точки зрения отдачи и синергии портфеля проектов;

· служба ИТ управляет рисками проектов.

Критерии достижения цели «В» первого этапа:

· разработка системы финансовых инструментов оценки стоимости и рисков проектов, разработка системы финансовых и нефинансовых инструментов оценки отдачи проектов, разработка принципов управления рисками в ИТ-проектах, реализация отдельного от службы ИТ аудита проектов;

· ежемесячное представление отчетности в службу ПЭО об эффективности ИТ-инвестиций и результатах аудита проектов;

· достижение значимых для руководства финансовых и нефинансовых положительных результатов по двум проектам, имеющим политическое значение на корпоративном уровне и направленных на интеграцию бизнес-служб (подготовка отдельного отчета для руководства по каждому из них);

· проведение презентации для высшего руководства о системе оценки инвестиционной деятельности ИТ-службы и перспектив создания центра прибыли.

Критерии достижения цели «С» первого этапа:

· разработка типовых информационных инноваций для подразделений предприятия (не менее трех);

· совещания с руководителями ключевых подразделений о перспективах внедрения проектов (не менее трех ключевых подразделений);

· анализ проектов подразделений на предмет оптимизации информационного обеспечения и увеличения финансовой отдачи (не менее 50% будущих и одного текущего проекта).

Критерии достижения цели «D» первого этапа:

· проведение стратегического анализа инвестиционной значимости подразделений предприятия – формирование паспорта подразделений;

· выбор ключевых подразделений внедрения инноваций в сфере ИТ (не менее трех подразделений);

· выработка и широкая реклама идей проектов, предполагающих инновации в подразделении с участием ИТ службы (не менее двух на каждое ключевое подразделение).

Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие проекты: проект «организация аудиторского комитета», проект «стратегический анализ», проект «финансовые инструменты оценки», проект «ИТ-стратегия», проект «аудит», проект «маркетинг информационных технологий», проект «управление рисками», политические проекты Х и Y.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту