ОСк - стоимость основных средств на конец отчетного периода;
б) коэффициент выбытия основных средств. Он характеризует долю выбывших основных средств в общей их сумме и рассчитывается по формуле:
ОСв
Квыб = ---------------,
ОКк
где Квыб - коэффициент выбытия основных средств;
ОСв - стоимость выбывших основных средств в отчетном периоде;
ОСк - стоимость основных средств на конец отчетного периода;
в) скорость обновления основных средств. Она характеризует средний период времени полного обновления всех основных средств. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:[31]
1
Соос = -------------,
Кобн
где СОос - скорость обновления основных средств;
Кобн - коэффициент обновления основных средств.
Указанные показатели рассчитываются в процессе анализа по основным средствам в целом, в том числе по активной их части.
На пятом этапе анализа изучается эффективность использования основных средств. Важнейшими показателями, характеризующими эту эффективность, являются:
а) фондоотдача. Она характеризует объем реализации товаров в расчете на единицу основных средств и рассчитывается по формуле:
Р
Фо = ------------,
ОС
где Фо - фондоотдача;
Р - общий объем реализации товаров в отчетном периоде:
ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде (рассчитанная как среднехронологическая);
б) фондоемкость. Она характеризует среднюю сумму основных средств, приходящихся на единицу реализации товаров и определяется по формуле:
ОС
Фе = ----------,
Р
где Фе - фондоемкость
ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде;
Р - общий объем реализации товаров в отчетном периоде.
в) уровень рентабельности основных средств. Он характеризует сумму прибыли в расчете на единицу основных средств и рассчитывается по формуле:
П х 100
Урос = ------------------,
ОС
где УРос - уровень рентабельности основных средств, в %;
П - сумма прибыли предприятия в отчетном периоде;
ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде.
Анализ показателей эффективности проводится по основным средствам торгового предприятия в целом.
2. Определение размера потребности в приросте основных средств. Развитие (воспроизводство) основных средств торгового предприятия осуществляется на простой и расширенной основе. Простое воспроизводство основных средств предусматривает их обновление в рамках накопленной суммы амортизационных отчислении - стоимость их в процессе такого воспроизводства не увеличивается. Расширенное воспроизводство основных средств представляет собой ввод в действие новых их видов не только за счет амортизационных отчислений, но и за счет других финансовых ресурсов - стоимость их в процессе такого воспроизводства возрастает.[32]
Общая потребность в приросте основных средств в планируемом периоде в процессе расширенного их воспроизводства определяется по следующей формуле:
D Пос = ПОос — Hoc + Вф + Вм ,
где D Пос - общая потребность в приросте основных средств в плановом периоде;
ПОос - общая потребность в основных средствах в соответствии с планируемым развитием товарооборота в плановом периоде (ее можно определить путем умножения плановой суммы реализации товаров на показатель фондоемкости);
Hoc - наличие основных средств на начало планируемого периода;
Вф - предполагаемое выбытие основных средств в планируемом периоде в связи с их физическим износом;
Вм - предполагаемое выбытие основных средств в планируемом периоде в связи с их моральным износом.
Потребность в приросте основных средств осуществляется в стоимостных показателях.
3. Определение форм удовлетворения потребности в приросте основных средств. Потребность в приросте основных средств может быть удовлетворена торговым предприятием двумя основными путями: а) за счет приобретения новых видов основных средств в собственность предприятия (сюда же относится и строительство собственных зданий и сооружении); б) путем их аренды (лизинга). Прирост собственных основных средств будет определять лишь их приобретение в собственность торгового предприятия. Он определяется по формуле:[33]
D ПСос =D Пос — Аос,
где DПСос - необходимый прирост собственных основных средств в плановом периоде:
D Пос - общая потребность в приросте основных средств в плановом периоде;
Аос - потребность в приросте основных средств, удовлетворяемая путем их аренды (лизинга).
С учетом этого прироста определяется общая стоимость основных средств на конец планового периода и их средняя стоимость в плановом периоде.
4. Обеспечение повышения эффективности использования основных средств. Оно заключается в управлении ростом фондоотдачи и рентабельности основных средств на торговом предприятии. Основные направления повышения этой эффективности рассмотрены в составе резервов экономии издержек обращения за счет совершенствования использования материально-технической базы торгового предприятия.
2 Анализ управления имуществом ОАО «Интерно-М»
Объектом исследования в дипломной работе является ОАО «Интерно-М».
В уставе предприятия отражены следующие основные виды деятельности: оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами; комиссионная торговля; выполнение торгово-закупочных, торговых посреднических, бартерных и иных операций; открытие коммерческо-комиссионных магазинов и других торговых предприятий; товарно-посреднические услуги по продвижению товаров на экспорт и проведение импортных закупок, инновационная деятельность; оказание всех видов консультационных услуг, связанных с коммерческой и валютно-финансовой деятельностью клиентов, в том числе, предоставление их интересов, как в российских, так в иностранных органах и фирмах; оказание посреднических торговых, информационных и бытовых услуг; производство и реализация швейной продукции; строительство, проектирование любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения; изготовление столярных изделий и мебели и др.
В настоящее время основными видами деятельности являются: оптовая и розничная торговля пластиковой тарой для пищевой промышленности, оборудованием и посудой. Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Интерно-М» проанализируем в таблице 2.1.
В исследуемом периоде наблюдаются изменения выручки от реализации товаров. Так, в 2008г. выручка от реализации увеличилась на 53680 тыс.руб. и составила 216813 тыс.руб., при этом темп роста составил 132,9%. В 2009г. данный показатель вырос на 4336 тыс.руб., достигнув уровня 221149 тыс.руб. Прирост выручки от реализации составил 2%.
Темп роста расходов предприятия рассчитан в 2008г на уровне 130,1%, а в 2009г.-101,1%. Себестоимость товаров в анализируемом периоде увеличилась с 165591 тыс.руб. до 217786 тыс.руб.
Таким образом, по сравнению с убытком 2007г. 2458 тыс.руб. в 2008г. была получена прибыль в размере 1397 тыс.руб., а в 2009г.-3363 тыс.руб.