Анализ показал, что при увеличении выручки от продаж в 2008г., наблюдалось увеличение показателей активов и пассивов, кроме основных средств: их снижение составило 1989 тыс.руб. В 2009г. при увеличении выручки от реализации на 4336 тыс.руб. наблюдается снижение всех показателей активов и пассивов баланса, при этом положительным можно считать лишь снижение дебиторской и кредиторской задолженности.
Динамику дебиторской и кредиторской задолженности рассмотрим на рис.2.11,2.12.
Анализ динамики дебиторской задолженности свидетельствует о росте показателя в 2008г. на 6524 тыс.руб., а затем снижение в 2009г. до прежнего уровня. Данный показатель в 2009г. составил 15756 тыс.руб.
Рис. 2.11. Динамика дебиторской задолженности ОАО «Интерно-М»
Рис. 2.12. Динамика кредиторской задолженности ОАО «Интерно-М»
Анализ динамики кредиторской задолженности свидетельствует о динамике аналогичной изменениям дебиторской задолженности.
Следующим направлением анализа бухгалтерской отчетности служит исследование доходов и расходов организации, оценка эффективности деятельности. Проанализируем доходы, расходы и прибыль ОАО «Интерно-М» на основе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 2.15
Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Отклонения, (+ -) |
Темп роста, % | ||
2008 к 2007 |
2009 к 2008 |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 | ||||
Выручка от продажи |
163133 |
216813 |
221149 |
53680 |
4336 |
132,9 |
102,0 |
Себестоимость продукции |
165591 |
215416 |
217786 |
49825 |
2370 |
130,1 |
101,1 |
Прибыль от продаж |
-2458 |
1397 |
3363 |
3855 |
1966 |
-56,8 |
240,7 |
Результат от прочих операций |
22 |
7 |
-2292 |
-15 |
-2299 |
31,8 |
-32742,9 |
Результат от внереализационных операций |
10382 |
-67 |
-306 |
-10449 |
-239 |
-0,6 |
456,7 |
Прибыль до налогообложения |
7946 |
1337 |
765 |
-6609 |
-572 |
16,8 |
57,2 |
Чистая прибыль |
-92 |
7050 |
133 |
7142 |
-6917 |
-7663,0 |
1,9 |
Результатом исследования стало следующее: выручка от реализации увеличилась на 53680 тыс.руб. и составила 216813 тыс.руб. в 2008г., при этом темп роста составил 132,9%. Прирост выручки в 2009г. был зафиксирован на уровне 2%, что соответствует 4336 тыс.руб.
Темп роста расходов предприятия рассчитан на уровне 130,1% в 2008г. и 101,1% в 2009г. Таким образом, по сравнению с убытком 2007г. 2458 тыс.руб. в 2008г. была получена прибыль в размере 1397 тыс.руб., а в 2009г.- 3363 тыс.руб.
В целом прибыль до налогообложения в 2007г. составила 7946 тыс.руб., в 2008г.- 1337 тыс.руб., а в 2009г.-765 тыс.руб. При этом в 2008г. чистая прибыль была получена в размере 7050 тыс.руб., 2009г.-133 тыс.руб., а в 2007г. был получен убыток 92 тыс.руб.
Влияние факторов на прибыль оценивается следующим образом:
1. Фактор «выручка от реализации»
Пв = ((В1 – В0) × Р0) / 100 %
где В1, В0 – выручка в отчетном и базисном периодах;
Р0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
2. Фактор «себестоимость»
Пс = В1 (УС1 – УС0) / 100 %
где УС1, УС0 – доля себестоимости в выручке, %.
Таблица 2.16
Факторный анализ прибыли от продаж
Показатели |
% |
1. Изменение выручки от продажи |
8 |
2. Изменение уровня себестоимости |
47 |
Всего |
55 |
Факторный анализ прибыли от продажи свидетельствует об изменении прибыли на 8% за счет изменения выручки и на 47% за счет изменения себестоимости. Общее увеличение прибыли за счет действия двух факторов составило 55%.
Оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рентабельности. Рентабельность рассчитывается, как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции. Коэффициент рентабельности капитала показывает, сколько балансовой или чистой прибыли получено с одного рубля стоимости имущества. Он рассчитывается по следующей формуле: