Таким образом, использование на практике системы контроля, в том числе и ККО, позволяет сфокусировать внимание руководителя компании на проблемных ситуациях.
Кроме того, можно не только следить за финансовым состоянием компании в целом и количественными показателями нижнего уровня, но и выявлять зависимость между ними, на основе выводов прогнозировать развитие ситуации.
"Плодами" дерева показателей может воспользоваться не только высшее руководство компании и финансовая служба. К примеру, для коммерческой службы важны показатели, характеризующие деловую активность.
Данная методика может быть внедрена на предприятии при условии ее предварительного изучения, пробного использования, выявления ее сильных и слабых сторон и устранения последних.
Управление стоимостью компании (УСК) - новая философия менеджмента. О ней много пишут специалисты и спорят практики. Причины, по которым в бизнес-среде Беларуси особое внимание привлекает УСК, заключаются в следующем.
Во-первых, процессы, возникающие в белорусском бизнесе, с каждым годом становятся более динамичными, резко возрастает роль интеллектуальных ресурсов как фактора успеха в конкурентной борьбе. Во-вторых, усиление самой конкуренции ведет к необходимости удовлетворения интересов всех "заинтересованных лиц" компании (потребителей, поставщиков, госорганов и персонала). Третья группа причин углубляется в проблемы взаимоотношений собственников и управленческих команд, вызванные их несовпадающими интересами, в смещение фактического контроля над компанией от собственника к наемным менеджерам. Интерес к УСК тем и вызван, что этот метод позволяет анализировать и оценивать результаты деятельности компании с учетом всех изменений, которые происходят в деловой среде.
Чтобы вложение средств в компанию было максимально выгодным, финансовому директору необходимо объективно оценить стоимость вверенного ему бизнеса и научиться ею управлять. Это обеспечит непрерывный рост компании.
Правильная ориентация.
Свободный денежный поток. На вопрос, что является основной финансово-экономической целью компании, подавляющее большинство менеджеров ответит - увеличение прибыли. Как известно, прибыль - это разница между выручкой и затратами, которые отражаются в системе учета в соответствии с принципами учетной политики компании.
Одним из базовых принципов Международных стандартов учета (International Accounting Standards, IAS) является принцип начислений (accrual basis), в соответствии с которым хозяйственные операции отражаются в системе учета в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств. Другими словами, выручку следует учитывать по факту отгрузки, а затраты - по мере фактического потребления ресурсов в процессе создания продукта. Допустим, компания закупила полугодовой запас сырья и материалов, оплатив при этом поставщикам всю сумму сразу. В то же время у нее есть возможность отгрузить клиентам произведенную продукцию, предоставив им два месяца отсрочки платежа. В принципе, в системе учета компании может быть учтена неплохая прибыль. Однако, как при этом обстоят дела с денежными средствами на расчетном счете и в кассе компании? Скорее всего, денег окажется крайне мало. В этом и состоит проблема ориентации на максимизацию прибыли. Лучше всего данный момент характеризуют слова американского финансиста Альфреда Раппопорта: "Profit is opinion, cash is fact" ("Прибыль - это мнение, деньги - это факт").
Другими словами, отслеживание движения денежных средств для компании так же актуально, как и получение прибыли. Таким образом, финансовый директор должен хорошо ориентироваться в двух измерениях - прибыли и денежного потока.
Для справки. Денежный поток (Cash Flow) представляет собой разницу между поступлениями (Cash Inflow) и выплатами (Cash Outflow).
Поэтому основным объектом внимания в управлении денежными средствами предприятия является так называемый свободный денежный поток (Free Cash Flow). Расчет этой величины представлен на рисунке 1. Из этой суммы компания рассчитывается с долгами по кредитам, выплачивает проценты по кредитам и дивиденды.
Экономическая прибыль. Далее необходимо четко уяснить, на максимизацию какой именно прибыли компания ориентируется. Различают понятия бухгалтерской и экономической прибыли. К сожалению, практика принятия управленческих решений в белорусских компаниях все еще пронизана инерцией бухгалтерского видения осуществляемых в процессе деятельности операций. Из бухгалтерской трактовки издержек и прибыли следует, что положительный результат деятельности компании достигается тогда, когда доходы покрывают фактические расходы. К такому огрублению видения результата нужно относиться осторожно. Этот взгляд не учитывает в полной мере инвестиционный риск. Из данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно напрямую получить барьерную ставку доходности капитала, а показатели бухгалтерской рентабельности не могут ответить на вопрос, компенсирует ли достигнутая фактическая прибыль риск инвестиций. Для того чтобы реально оценить степень финансового риска (риска неплатежа), показателей начисленных прибылей недостаточно. Нужна ясная картина действительных ликвидных потоков.
Поэтому особое значение здесь должно придаваться прибыли экономической, которая основана на оценке результата компании с позиций ее альтернативных издержек - упущенной выгоды или прибылей, утраченных в альтернативных вариантах вложения капитала компании из-за ограниченности ее ресурсов.
Пример. Допустим, инвестор вложил в 1998 г. в белорусскую компанию 300 000 у. е. В 2002 г. эта компания отработала с прибылью (бухгалтерской) 27 000 у. е.
В 1998 г. у инвестора была возможность разместить эту сумму в банке под безрисковую процентную ставку, равную 8% годовых. В 2002 г. инвестор получил бы 24 000 у. е. (простые проценты). Соответственно, экономическая прибыль компании составит 3 000 у. е. (27 000 - 24 000).
Таким образом, экономическая прибыль возникает тогда, когда заработанная компанией величина свободного денежного потока (Free Cash Flow) превышает величину затрат на собственный и заемный капитал.
Стоимость компании. "Третье измерение" - ориентация на максимизацию стоимости компании (Value). И чтобы бизнес действительно стоил того, чтобы им заниматься, собственнику и финансовому директору необходимо научиться управлять этой стоимостью.
Для справки. Концепция "Управление стоимостью компаний" (Value based management/VBM) (УСК) появилась в середине 80-х гг. в США. Суть ее заключается в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. В первую очередь это делается в угоду инвесторам.
В 90-х гг. этот метод пришел в Европу и Азию, а несколько лет назад новую философию управления стали использовать и крупные российские компании, которые хотели соответствовать требованиям западного инвестора. Так, компании "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания" это помогло удачно разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. В страховой компании "РОСНО" принципы УСК стали применяться, когда она перешла под контроль немецкой группы Alianz. К использованию УСК приковано внимание компаний "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ".