Введение
Актуальность темы. Вопросы финансово-экономического управления в условиях перехода к рыночным отношениям могут считаться весьма важными среди всего комплекса проблем общественно-экономических преобразований. От их грамотного решения зависит устойчивость развития рыночной экономики в нашей стране и сокращение переходного периода. Наиболее значимым здесь представляется использование новых форм планирования, присущих развитой рыночной экономике, в частности бизнес-плана, который с необходимостью должен быть адаптирован к российским специфическим условиям.
Степень разработанности темы. Проблема совершенствования системы управления предприятиями в условиях переходной экономики рассматривалась отечественными и зарубежными аналитиками. Существенную помощь в проведении данного исследования оказали работы: В.А. Горемыкина, Н.Л. Карданской, Л.Ф. Суходоевой, Э.А. Уткина и др[1].
Определенный интерес представляют работы Х.Р. Вэриана, Т.Г. Долгопятовой, А. Ослунда, Ю.К. Перского и др., посвященные вопросам переходной экономики[2].
Вопросы бизнес-планирования в литературе освещены довольно широко, хотя главным образом в изданиях учебно-методического характера, в том числе составленных на базе зарубежных публикаций. Следует отметить авторов, работы которых помогли в проведении исследования: Л.П. Кураков, С.И. Ляпунов, Х.Х. Мингазов, В.М. Попов, Дэвид Г. Бэнгз, А.С. Пелих, Э.А. Уткин и др[3].
Наибольшую сложность представляла проблема управления риском с учетом особенностей российской переходной экономики. Она оказалась наименее разработанной, но и имеющиеся немногочисленные публикации помогли соискателю при проведении исследования. Необходимо отметить работы следующих авторов: Е.С. Васильчука, Н.А. Рухмановой, Е. Раевневой, А. Михайлова, И.Д. Сердюковой, Е.А. Телегиной[4].
Цель исследования. Цель настоящего исследования – разработка основных принципов бизнес-планирования и определение путей эффективного управления в условиях экономики переходного периода на примере ООО «Бетон сервис». Этот набор средств представляет собой инструментарий бизнес-планирования, т.е. методический аппарат разработки бизнес-плана.
Задачи исследования.
1. Выяснить особенности построения бизнес-плана в соответствии с современной российской экономической ситуацией.
2. В рамках бизнес-плана осуществить выбор форм и методов экономического управления, необходимых для эффективной деятельности предприятий и роста их устойчивости.
Объектом исследования является ООО «Бетон сервис».
Предметом исследования являются пути усовершенствования форм и методов финансово-экономического управления деятельностью предприятий посредством бизнес-плана и с учетом специфики современной российской экономики.
Методологической и методической основой являются научные работы отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области микроэкономики, финансово-экономического управления деятельностью предприятий.
Резюме
Цели создания производственной программы
В данном проекте предполагается рассмотреть планируемое предприятие, которое будет заниматься перевозкой жидкого бетона. Перевозки планируется осуществлять 6 автомобилями марки КАМАЗ 53229 (СБ172–1) в основном для небольшой группы клиентов на основе договора. Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью. Стартовый капитал составляет 5386980,78 руб. и включает в себя расходы на регистрацию предприятия, на лицензирование, а также наличность для неожиданных расходов и финансовый резерв. Источником получения средств являются личные сбережения учредителей Сумина Александра Владимировича в размере 2424141,35 руб. и Азаровой Елены Викторовны в размере 1616094,24 руб., что, в общем, составляет 75% от суммы стартового капитала, и банковский кредит в размере 1346745,20 руб., что составляет 25% от необходимой суммы.
В рассматриваемом сегменте рынка услуги предприятия превосходят конкурентов по качеству и скоростью доставки, а так же отличаются сравнительно невысоким тарифом.
Таким образом, на предприятии планируется установить доступные тарифы на перевозку при высоком уровне обслуживания, чтобы снизить риск и затраты при создании нового предприятия. Офисное помещение, стояночные площади, а так же складские помещения решено арендовать. Обслуживание и ремонт осуществлять у подрядчика. Предприятие будет покупать новые автомобили (с пробегом от 2 до 3 тыс. км, что является обкаткой нового автомобиля), что должно обеспечить минимизацию затрат на дальнейшее их обслуживание.
Основные финансовые показатели за 3 года
Чистая приведенная стоимость производственной программы и срок его окупаемости.
Чистая приведенная стоимость производственной программы составляет 384782,40 руб.
Срок окупаемости производственной программы около 4-х лет.
Вывод: В результате составления финансового плана и оценки финансового состояния предприятия можно сделать выводы, что у данного предприятия достаточно устойчивое положение в своей сфере, есть тенденции к развитию и в результате функционирования со временем у него накапливается необходимый опыт, формируется положительная репутация. Кредит, взятый предприятием на приобретение подвижного состава, оно благополучно возвращает. Производственный план показал, что выбранная система хозяйствования выгодна для данного предприятия. Маркетинговые исследования показали, что ООО «Бетон сервис» успешно войдет в сложившейся транспортный рынок и сможет в дальнейшем расширить сферу своей деятельности, увеличивая свои доходы.
Говорить о транспорте – это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки.
Ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты, государства и города действительно важна, поскольку только движение ведет к прогрессу. К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и таксомоторные перевозки.
Грузовой автомобильный транспорт отличается высокой мобильностью, гибкостью, отвечает широкому спектру требований грузоотправителей, обеспечивает прямую доставку грузов «от двери до двери».
Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение розничной торговли, фермерских хозяйств объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта. В 2004 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств.