Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% – доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.
Перевозки грузов и грузооборот АТ отраслей экономики
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2004 |
2005 | |
Перевозки грузов, млн. т. |
7845 |
6786 |
6305 |
5648 |
5210 |
5362 |
5702 |
Грузооборот, млрд. ткм |
166,7 |
156,5 |
147,0 |
137,1 |
120,3 |
130,3 |
138,6 |
Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2004 достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 2004–2004 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава. Значительное развитие в рыночных условиях получили международные автомобильные перевозки. Общий объем перевозок российских внешнеторговых грузов достиг в 2004 22 млн. т. При этом российскими перевозчиками было перевезено более 7,5 млн. т., а их рыночная доля составила 34% против 25% в 2004. В 2004 в международном сообщении было перевезено около 10 млн. пассажиров. Доля российских перевозчиков составила 42% (рис. 1).
Рис. 1. Рыночная доля российских автомобильных перевозчиков, %
На территории Российской Федерации в 2004 действовал 6231 междугородный автобусный маршрут. На этом виде сообщения автомобильный транспорт успешно конкурирует с железной дорогой. Число городов, где на регулярной основе действуют легковые таксомоторы, составляло в 2004 всего 90. Основная часть соответствующего спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей, работающими без соответствующей лицензии.
Структура перевозок грузов предприятиями АТ общего пользования (в %).
2006 |
2007 |
2008 |
2004 |
2005 | |
Перевезено грузов, всего в т.ч. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Каменный уголь и кокс |
7,9 |
2,7 |
7,0 |
5,3 |
5,0 |
Нефть и нефтепродукты, сжиженный газы |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
2,0 |
1,1 |
Металлы черные и цветные |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Хим. и минеральные удобрения |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Строительные материалы и бетон |
27,6 |
38,3 |
25,3 |
36,4 |
25,4 |
Вскрышные породы |
40,5 |
27,0 |
47,7 |
31,7 |
49,9 |
Лесные грузы |
3,3 |
1,0 |
0,7 |
1,2 |
0,8 |
Машины и оборудование |
0,8 |
1,0 |
0,5 |
2,4 |
0,6 |
Мука, крупа и хлебобулочные изделия |
1,8 |
2,6 |
1,4 |
2,0 |
1,1 |
Зерновые грузы |
0,8 |
2,0 |
0,7 |
1,0 |
0,9 |
Мясомолочная продукция, рыба |
1,0 |
1,2 |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
Остальные продовольственные товары |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
2,5 |
1,6 |
Непродовольственные потребительские товары |
0,7 |
1,8 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Прочие грузы |
12,2 |
18,6 |
11,7 |
13,8 |
11,8 |