Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарная |
Благосклонно-авторитарная |
Консультативно демократическая |
Основана на участии в управлении подчиненных |
Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):
авторитарный (директивный),
демократический (коллегиальный),
либерально-анархический (попустительский).
Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:
непоследовательный стиль - непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;
ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);
"управленческая матрица" (Р. Блейк, Д. Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: "либерал", "организатор", "манипулятор", "пессимист", "диктатор";
в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) - 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.
Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.
Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:
отношения между руководителем и подчиненными,
объем законной власти,
структура групповой задачи.
Теория Митчел-Хауса: "путь-цель" выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.
Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.
Психологические качества руководителя:
основные качества (Генри Минтцберг):
искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми,
искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью,
искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом,
искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать,
искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны,
искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов,
Если речь идет о взаимодействии людей, то всегда существуют противоречия, которые приобретают форму разногласий, другими словами в коллективе всегда есть конфликты. Поэтому каждый руководитель должен четко представлять себе типологию, классификацию, пути возникновения конфликтов, средства и способы преодоления конфликтов в коллективе.
Типы конфликтов.
Различные классификации конфликтов.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Руководителю необходимо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
В соответствии с классификацией Л. Кроузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Основные типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
Межличностный конфликт.
Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. конфликты могут возникнуть между руководителем и подчиненным при несовпадении интересов или отсутствии понимания требований одного к другому.
Конфликт между личностью и группой.
Отступление от норм, принятых в группе, ведет к конфликту между "нарушителем" и группой. Разновидностью такого конфликта является конфликт между группой и руководителем, в случае отсутствия или неурегулированности понимания между участниками конфликта.
Межгрупповой конфликт.
Конфликт между группами внутри большой организации. Может возникать конфликт между подразделениями одного уровня, между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. Члены одной группы не воспринимают членов другой группы как личностей, а воспринимают их как членов противоборствующей группы - явление "деиндивидуализации". Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам.
При межгрупповом конфликте проявляются социальное и межгрупповое сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, свой престиж и одновременно принижают, обесценивают другую группу.
Межгрупповой конфликт характеризуется также проявлениями групповой атрибуции - когда конфликтующие стороны склонны во всем обвинять противоположную сторону по принципу "мы хорошие - мы правы", "они плохие - они не правы".
Социальный конфликт.
"Ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга". Социальный конфликт характеризуется:
предельный случай обострения социальных противоречий,
столкновение различных социальных общностей - классов, наций, государств и т.д.