противоборствующие стороны преследуют свои цели, которые противоречат или взаимоисключают друг друга.
Психология конфликта. Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествует инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Элементы конфликта:
два участника или две стороны конфликта;
взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;
поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
применение силы для влияния на другую сторону;
противопоставленность действий, поведения сторон;
стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.;
характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.
Управление разрешением конфликта.
Различают структурные и межличностные способы управления конфликтами (см. рисунок 2.4.3.1)
Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого метода разрабатывались структурные методы управления конфликтами.
Ни один из психологических типов людей не блещет в конфликтных ситуациях, поэтому руководителю важно уметь себя вести так, чтобы не допустить конфликт.
Знание теории вопроса психологии управления несомненно важно для управленца. Но не менее важным является и знание "другой стороны медали" - практических вопросов психологии управления.
Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического прогнозирования для качественного и надежного управления коллективом.
Видимо, в работе руководитель будет использовать традиционные, испытанные методы исследования, можно назвать некоторые из них:
различные опросники;
ассоциативные, проективные, тестовые методики;
психотренинги;
социометрия и т.п.
Соблюдение этических норм и правил управленческого поведения.
Знание и соблюдение этических норм и правил поведения руководителем играет огромную роль в формировании морального климата в организации и в конечном итоге в достижении устойчивой управляемости организации. Культурный и грамотный руководитель, знающий этические нормы и правила поведения, сможет гораздо легче достичь управленческих целей, стоящих перед ним.
Основными этическими нормами, которыми должен обладать всякий руководитель, на мой взгляд, являются:
Умение выслушать собеседника.
Умение общаться с людьми.
Умение вести деловую беседу.
Умение вести деловые переговоры.
Умение провести деловое совещание.
Умение дать публичную оценку подчиненному.
Умение вести деловую дискуссию.
Умение выступить с публичной речью.
Умение работать с деловой корреспонденцией.
Считаю важным отметить качество, которое под прессом требований времени становится необходимым для каждого образованного и культурного человека.
Умение работать на персональном компьютере.
Без сомнения это не все качества, которыми должен обладать современный руководитель для достижения успеха в управлении подчиненной организацией, но даже обладание этим минимумом позволит решит многие если не все проблемы психологии управления.
Для иллюстрации и более наглядного представления актуальности проблемы мною рассмотрены авторефераты диссертаций по проблеме управления за последние 10 лет, находящиеся в Российской государственной библиотеке.
Результаты исследования сведены в таблицы.
Проведен количественный анализ - рассмотрена электронная база данных, содержащая данные по авторефератам диссертаций, защищенных с 1987 по 1995 год и после 1995 года: таблицы 1 и 2.
Проведен качественный анализ - рассмотрены разделы генерального каталога:
Управление общая теория Ю 252.3812,Управление социально-психологические проблемы Ю 959.18,Управление как комплекс функций - социология С 555.373,Управленческая деятельность - социология С 556.373,Управленческая деятельность в армии С 556.517.
Таблица 1 Диссертации, написанные в 1987 - 1995 годах (диаграмма 1).
2701 |
авторефераты |
744 |
"управление" в названии |
55 |
проблемы психологии управления |
Таблица 2 Диссертации, написанные после 1995 года (диаграмма 2).
1619 |
авторефераты |
325 |
"управление" в названии |
66 |
проблемы психологии управления |
Таблица 3 Распределение наук в изучении проблемы управления (1988 - 1998 гг.) (диаграмма 3, диаграмма 4).
Годы написания |
Социология |
Философия |
Психология |
Экономика и политология |
Все науки |
1988 |
0 |
5 |
1 |
0 |
6 |
1989 |
0 |
6 |
0 |
0 |
6 |
1990 |
2 |
2 |
1 |
0 |
5 |
1991 |
2 |
1 |
2 |
0 |
5 |
1992 |
2 |
1 |
1 |
0 |
4 |
1993 |
1 |
3 |
3 |
0 |
7 |
1994 |
4 |
1 |
4 |
2 |
11 |
1995 |
2 |
1 |
3 |
0 |
6 |
1996 |
1 |
1 |
3 |
1 |
6 |
1997 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
всего |
14 |
21 |
18 |
3 |
56 |