рефераты по менеджменту

Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД

Страница
6

Основные задачи сотрудников ГИБДД:

- надзор за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения и других нормативных актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения:

- регулирование дорожного движения;

- осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, проведение дознания по делам о совершенных преступлениях в сфере дорожного движения;

- оказание доврачебной помощи гражданам, пострадавшим при

дорожно-транспортных происшествиях.

- участие в охране общественного порядка и борьбе с

преступностью

- проведение мероприятий по розыску угнанных, похищенных и скрывшихся с места происшествия транспортных средств;

- участие в проведении мероприятий по обеспечению беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, сопровождение в установленном порядке таких транспортных средств, а также автомобильных колонн;

- оказание помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов, информирование населения об обстановке в сфере дорожного движения;

- создание условий для безопасного движения пешеходов и транспорта; контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

- участие в осуществлении контроля за соблюдением водителями транспортных средств условий лицензирования деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств и др.

Для овладения данной системой профессиональных знаний, умений и навыков и для успешного осуществления своей профессиональной деятельности сотрудник ГИБДД должен обладать следующими качествами:

- высокая скорость реакции

- психическая выносливость

- физическая выносливость

- профессиональная компетентность

- высокая правовая культура

- логичность мышления

- четкость высказываний

- ответственность

- твердость

- справедливость

- индивидуальный подход

- терпимость

Таким образом в «профессиограмме» сотрудника ГИБДД, наряду с качествами, характеризующими его умения обращаться с техническими средствами, особенно значимыми оказываются личностные качества, необходимые для эффективного общения с людьми.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующий вывод. С точки зрения личностных особенностей и требований самой деятельности данная профессия предъявляет достаточно высокие требования к подготовке, уровню профессионализма сотрудника ГИБДД к выполнению соответствующей деятельности. Однако не все сотрудники соответствуют предъявляемым критериям. Все это напрямую отражается не только на особенностях их работы, но и на обыденных знаниях об образе представителей данной профессиональной группы среди населения.

Представленный анализ позволяет нам задаться вопросом, а какова репрезентация образа сотрудника ГИБДД в представлении автолюбителей и есть ли зависимость содержания представлений об образе сотрудников у автолюбителей с разным водительским стажем? Если есть, то в чем состоит различие? Эти вопросы стали предметом нашего исследования.

Глава 2

Методы исследования

Проведенный теоретический обзор позволил нам обозначить основные методы исследования представлений образа сотрудника ГИБДД.

Первой методикой, которой мы воспользовались для проведения

нашего исследования, была методика «Незаконченные предложения».

Данная методика относится к группе проективных методик, которые направлены на исследование личности и выработаны в рамках проективного диагностического подхода.

Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой, каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это известный вербальный методический прием, позволяющий получить более непосредственную реакцию на изучаемый предмет.

Испытуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из нескольких слов, с тем, чтобы он завершил их по своему усмотрению. Испытуемые работали согласно инструкции следующего содержания: «Вам предлагается завершить представленные предложения по своему усмотрению» (Приложение 1.)

Данная методика позволит выявить психологические особенности образа сотрудника ГИБДД в двух выборках испытуемых: автолюбителей групп 1 и 2 (с разным стажем вождения).

Второй метод, который мы использовали в нашем исследовании – метод ассоциаций (ассоциативный эксперимент). это наиболее разработанная техника семантического анализа. общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляют слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации. Главные преимущества ассоциативного эксперимента – простота и удобство применения. 4 Испытуемым давалась такая инструкция: «напишите, пожалуйста, ассоциации (слова, предложения, предметы, качества и пр., которые Вам приходят в г олову; количество не ограничено), возникающие у Вас на словосочетание Сотрудник ГИБДД».(Приложение1).

Обработка данных методик осуществлялась методом контент-анализа, что позволило выявить содержательные особенности образа сотрудника ГИБДД, связанные с качествами личности и особенностями профессиональной деятельности инспекторов ГИБДД, которые важны не только для осуществления профессиональной деятельности, но и определяют социально-психологическую окраску имиджа сотрудников данного подразделения милиции в представлениях сознания. Сюда же вошли данные, отражающие атрибуты данной профессии, социальные стереотипы. Применяется метод, начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.

Третьей методикой исследования выступил семантический дифференциал - метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки.

Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

Испытуемым предлагался тезаурус личностных черт (50 биполярных качеств). На тестовом бланке испытуемые ставили соответствующую отметку степени выраженности качества у сотрудника ГИБДД.

Работа испытуемых производилась по инструкции: «Перед Вами - перечень личностных качеств. Пожалуйста, оцените степень выраженности этих качеств относительно к сотруднику ГИБДД». (Приложение 2).

«Завершение рисунка» использовалось в качестве четвертой методики в исследовании. Обычно даются «размытые», неопределенные картинки, в которых респондент «одевает» человечка, олицетворяющего собой предмет исследования. Очень результативен прием противопоставления того, что люди «говорят», тому, что они «действительно думают».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту