ВВЕДЕНИЕ
Повсеместное внедрение в производственно-социальную сферу экономических приоритетов, широкое использование маркетинговых технологий в производственно-коммерческих сферах существенно изменили подходы к управлению производством. В современных реалиях для успешной конкурентоспособной деятельности предприятия на рынке необходимо использовать новые принципы управления, адекватные динамичным условиям рыночной экономики. Исследования показывают, что богатейший теоретический и практический опыт традиционных методов управления предприятиями сегодня целесообразно соединять с научными основами менеджмента и новейшими информационными технологиями, математическим и экономическим моделированием.
Проектирование организации представляет собой процесс соединения определенным образом работ (видов деятельности) и людей между собой. Данное взаимодействие имеет как динамическое проявление, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее способной реагировать на изменение внешней среды, так и статическое проявление, выражающееся в структуре организации. Данная работа посвящена вопросу проектирования и управления организацией как системы. Одним из аспектов данного вопроса является исследование взаимодействия на уровне «подразделение - подразделение», реализующегося с помощью комбинации различных типов департаментизации и выступающее в рамках организационных структур предприятия (ОСП).
Решение задач повышения эффективности управления организацией требует совершенствования методологических основ и методик науки и практики управления на основе современных достижений смежных наук, как специальных экономических, так и математики, информатики, социологии, психологии и т.д. Особое внимание в свете решения существующих проблем сосредоточивается на проблемах места и роли анализа эффективности (ОСП) в постановке и решении управленческих задач.
Результаты научных и практических исследований доказали, что композиция организационной структуры (архитектоника) определяется выбором стратегии предприятия.
Цели и задачи исследования.
Целью данной дипломной работы является проектирование эффективной структуры управления фирмой на основе разработки и апробации оптимизационных методов для управления организационными структурами.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить современное состояние и проблемы проектирования эффективной структуры управления фирмой и сформулировать требования, предъявляемые к критериям оценки ее эффективности;
исследовать теоретические и методологические основы структурного конструирования организационных систем предприятия;
построить модель, описывающую функциональную зависимость проектирования эффективной структуры управления фирмой от параметров внешнего воздействия на предприятие и его потенциала;
разработать методику решения задачи оптимизации кадрового обеспечения организационной структуры предприятия;
выработать рекомендации по практическому использованию модели оптимизации структуры управления фирмой с целью эффективного управления ею.
Предмет и объект исследования.
Объектом исследований является проектирование структуры управления фирмой.
Предметом исследования являются математические и инструментальные методы и средства проектирования эффективной структуры управления фирмой.
Объем и структура работы. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические основы менеджмента предприятия
«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Прежде чем определить понятие структура управления необходимо определить общее понятие структуры. Структура – организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.[1]
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Есть два направления специализации элементов структуры управления:
- в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
- исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.