Сбытом производимой продукции на предприятии занимаются: начальник отдела сбыта, заместитель директора по снабжению и сбыту, их деятельность координирует директор.
Для более полного представления о степени выполнения функций коммерческой деятельности по сбыту составим матрицу выполняемых функций, представленную в таблице 2.11
Судя по таблице, мы можем сделать вывод, что в сбытовой деятельности, основная нагрузка лежит на заместителе директора по снабжению и сбыту, начальнике отдела сбыта - всеми основными сбытовыми функциями занимается именно они. Не малая доля нагрузки в сбытовой деятельности приходится и на директора предприятия. Помогают им в этом процессе водители-экспедиторы, отдел по работе с клиентами, бухгалтерия.
Сбыт продукции в ЗАО "Август" в основном через трейдеров, основными из которых являются: Ameropa (Ameropa.com), Maketrade BV Geneva, Helm Dungemittel GMBH.
S (Сильные стороны)
Среди сильных сторон ЗАО "Август" можно отметить следующие:
Известность компании на рынке минеральных удобрений
Высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников
Наличие внутренней базы данных с возможностью автоматизации бизнес-процессов
Расположение офиса в деловом и одновременно историческом центре Москвы
Постоянная реализация рекламной капании в Internet
W (Слабые стороны)
Слабые стороны выражаются в таких категориях, как:
Длительность выполнения заказов клиентов
Высокая себестоимость производимой продукции
В большинстве случаев, невозможность личного контакта менеджера по работе с клиентами и представителя компании клиента
Недостаточный уровень технического обеспечения
Отсутствие системы ценообразования
Ветхое состояние офиса
Не определена ответственность
Отсутствие отдела маркетинга
Отсутствие системы учета персональных требований клиентов
O (Возможности)
Рассматриваемое предприятие обладает высоким потенциалом в области развития бизнеса и отношений с клиентами.
Развитие отношений с клиентами, представляющими наибольший интерес для компании
Разработка отраслевого подхода в работе с клиентами
Согласование наиболее выгодных условий работы с заказчиками
Увеличение доли рынка
Разработка и реализация PR-мероприятий
T (Угрозы)
Угрозами для ЗАО "Август" являются:
Высокий уровень конкуренции в данном сегменте рынка
Изменение законодательства в области производства минеральных удобрений (его ужесточение)
Так как наибольшую долю в структуре себестоимости занимают запасы, то необходимо внедрение системы управления запасами, что позволит в ближайшее время снизить эту часть расходов в себестоимости производимой продукции.
Кроме того, необходимо решение проблем с соотношением между наиболее срочными пассивами и наиболее ликвидными активами, которое на предприятии стабильно не соблюдается. При этом необходимо отметить тот факт, что краткосрочных пассивов на предприятии нет, то есть предприятие не использует краткосрочные кредиты и займы. В настоящей ситуации представляется возможным привлечение краткосрочного кредита банка для пополнения оборотных средств, что изменит структуру пассива баланса и позволит достичь высокой степени ликвидности баланса.
Исследование показало, что на предприятии удельный вес кредиторской задолженности в структуре финансирования оборотных активов остается высоким (при норме 20-25%), поэтому дальнейшее увеличение кредиторской задолженности с целью снижения финансового цикла может привести к неплатежеспособности предприятия. В этих условиях для сокращения финансового цикла необходимо рациональное управление оборотными активами, в частности снижение запасов и повышение инкассации дебиторской задолженности.
В условиях наметившейся стабилизации экономики и снижения внешних рисков, по нашему мнению, оптимальным для предприятия является переход от консервативной к умеренной политике формирования оборотных активов, которая характеризуется средним уровнем риска и рентабельности. Это позволит предприятию повысить эффективность использования оборотных активов, следовательно, и рентабельность.
Для оптимизации размера запасов целесообразно использовать метод разработки научно обоснованных нормативов запасов (нормирование), основанный на планировании и анализе деятельности прошлых лет.
С целью снижения общих затрат (на хранение, размещение и связанных с нехваткой запасов для производства) на обеспечение предприятий пищевой промышленности запасами предлагается использовать логистические системы управления запасами в совокупности с моделью экономически обоснованного размера заказа (модель EOQ) и системой "АВС", согласно которой запасы необходимо разделить на три группы "А, В и С" в зависимости от их стоимости и степени важности для производства. На основании изучения преимуществ и недостатков логистических систем управления запасами предлагается следующая схема оптимизации запасов на предприятии (Таблица 2.12).
Таблица 2.12
Схема оптимизации запасов
Группа запасов |
Приоритет |
Разработка нормативов |
Система управления запасами |
Группа "А" |
Максимальный |
Используется |
Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня |
Группа "В" |
Средний |
Используется |
Система с фиксированным интервалом времени между заказами |
Группа "С" |
Низкий |
Не целесообразно |
Контролировать раз в месяц, квартал |
Наибольшее внимание необходимо уделить запасам группам "А" и "В", для которых целесообразно разрабатывать научно-обоснованные нормативы. Для запасов группы "В" предлагается использовать систему с фиксированным интервалом времени между заказами, суть которой заключается в том, что заказы производятся в строго равные промежутки времени в текущем периоде. Для группы "А" предлагается использовать систему с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Отличие данной системы от предыдущей в том, что заказы производятся не только с установленной периодичностью, но и при достижении ими страхового уровня, поэтому данная система позволяет не только избежать завышения запасов, но и их дефицит в случае достижения ими порогового уровня. Данная система эффективна при значительных колебаниях в поставке и потреблении запасов.