Поиск поставщика осуществляется через деловую переписку, прайс-листы, рекламные буклеты, торговые справочники, периодику, кроме того, налажены постоянные контакты с предприятиями - производителями некоторых видов товарного сырья, заключены долгосрочные договора.
При выборе поставщика начальник отдела снабжения ЗАО "Август" руководствуется следующими критериями:
цена и качество поставляемой продукции;
надежность поставок;
качество обслуживания;
удаленность поставщика;
сроки выполнения заказов;
финансовое положение поставщика;
деловая репутация поставщика.
На основе этих критериев ЗАО "Август" выбрало ряд поставщиков и заключило с ними договора. Многие из ни являются постоянными и с ними у предприятия длительные договорные отношения.
Поставщиков сырья и материалов можно разделить на постоянных и непостоянных. Постоянные поставщики - это в основном те, которые обеспечивают основную деятельность предприятия. К ним относятся:
ООО "Аммофос";
ОАО "Апатит";
ОАО "Череповецкий Азот";
ООО "ФосАгро-Транс".
Все эти организации существуют не один год, имеют отработанные схемы поставки. За время сотрудничества с ЗАО "Август" значительных срывов в поставках не наблюдалось. Расторжение договоров с поставщиками возможно только по причине несогласованности в ценах, тогда предприятие вынуждено заключать договора на одноразовые поставки.
Основные поставщики ЗАО "Август" представлены в таблице 2.10
Таблица 2.10
Основные поставщики ЗАО "Август"
Поставщики |
Приобретено сырья | |||
2006г |
2007г | |||
Сумма (млн. руб) |
Уд. вес в% |
Сумма (млн. руб) |
Уд. вес в% | |
ООО "ФосАгро-Транс" |
196,7 |
43,33 |
257,1 |
39,91 |
ОАО "Апатит" |
85,3 |
18,79 |
134,6 |
20,89 |
ОАО "Череповецкий Азот" |
104,2 |
22,95 |
112,1 |
17,40 |
ООО "Аммофос" |
67,8 |
14,93 |
140,4 |
21,79 |
Итого |
454 |
100 |
644,2 |
100 |
Из таблицы видно, что география закупок довольно обширна, предприятие сотрудничает с поставщиками, ведущими деятельность во всех регионах страны. Наибольший удельный вес среди основных поставщиков, в анализируемых годах, занимает предприятие-поставщик ООО "ФосАгро-Транс", в 2006 году удельный вес закупаемых товаров у этого поставщика составил 40,3% или 412,4 млн. руб., а в 2007 году 44,5% или 687,2 млн. руб. К 2007 году сумма, потраченная на приобретение сырья у основных поставщиков увеличилась по сравнению с 2006 годом на 190,2 млн. руб. и составила 644,2 тыс. руб.
Важную роль в закупочной деятельности играет приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.
При получении товара, в первую очередь представители ЗАО "Август" удостоверяются, что получен товар нужного качества и в нужном количестве. В целях экономии времени, усилий и соответственно денег предприятие позаботилось о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах составлен график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Такие меры позволяет, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта. Предприятие позаботилось так же о том, чтобы основные товары поставлялись в строго определенные дни, а другие виды - по мере необходимости.
Таблица 2.11
Матрица выполняемых функций коммерческой деятельности по сбыту в ЗАО "Август"
Функции сбыта |
Директор |
Зам. директора по снабжению и сбыту |
Начальник отдела сбыта |
Отдел по работе с клиентами |
Бухгалтерия |
Водители-экспедиторы | ||||
1. Заключение и оформление договоров на поставку продукции покупателям |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
2. Участие в подготовке планов по реализации продукции |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
3. Прием заказов на товары |
- |
- |
- |
+ |
- |
- | ||||
4. Контроль за выполнением заказов, соблюдением сроков и условий поставки и т.д. в соответствии с договором |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
5. Своевременное оформление отгрузочных расчетных и платежных документов и сдача их в бухгалтерию |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ | ||||
6. Организация отгрузки товаров |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ | ||||
7. Организация поставки товаров потребителям |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
8. Обеспечение своевременного поступления средств за реализованные товары |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
9. Подготовка ответов на претензии покупателей заказчикам за несоблюдение условий договоров |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||
10. Учет поставки заказов, договоров и соблюдение отчетности по сбытовой деятельности |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||||
11. Исследование рынка сбыта, поиск и выбор оптимальных каналов сбыта |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
12. Осуществление рекламной деятельности |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||
13. Исследование продукции и цен конкурентов |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||||