Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность.
Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными признаками российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременный учет и глубокое понимание целей и позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально необеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и следствием демократизации социально-культурной политики.
В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.
Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.
Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.
В досуговой сфере все полнее 'утверждается принцип договорнозаказных отношений между субъектами социально-культурной деятельности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмам регулирования социально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимает интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности — государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались "сверху", то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, "снизу", на основе самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах создаются гибкие, подвижные, организационные структуры — временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная политика на местах.
Очень важно, чтобы взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации "сверху", способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.
Следует отметить еще один важный принцип, регулирующий взаимодействия субъектов в социально-культурной сфере — это программно-целевой принцип финансирования. Практическое применение этого принципа предполагает не финансовое обеспечение существования социально-культурного объекта, учреждения (клуба, парка, музея и т. д.) в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т. д.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в современных условиях. Недостаточная проработка стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия сферы сервиса и эффективного использования ресурсов предприятия.
Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а прежде всего в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятие управленческих решений из будущего в настоящее. Это вызывает у управленцев сегодня основные методологические трудности: как планировать "от базы" — знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем развития деятельности предприятия, знают немногие. И дело не только в том, что у нас в стране долгое время в такого рода решениях на уровне организаций просто не было необходимости. Скорее всего, эти трудности можно объяснить недостаточной развитостью теоретико-методологической базы вопроса.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Энд-рюс, Э. Чандлер, м. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования деятельности предприятия сферы сервиса. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литлл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны руководителями предприятий.