Рассматривая в ретроспективе историю человеческих коммуникаций, Мак-Люэн обосновал новую культурно-историческую типологию, живописующей впечатляющую картину пожирания одного средства коммуникации другим. Постепенно сменяя друг друга письменность вместо устной речи, типографский станок вместо письменности, создавший конгломерат разобщенных обществ («Галактику Гуттенберга»), и, наконец, электронные средства идущие на смену типографскому станку и создающую совершенно новый мир, «мировую деревню», в которой за короткое время всё становится известно всем. Основанием этой типологии служит господствующее средство коммуникации. Каждая «ампутация» функции тела и передача ее «средству» ведет к реструктурации опыта[18].
Фигура Мак-Люэна как пророка электронной эры стала элементом массово-культурной мифологии и в конце 20 века вновь привлекла к ней внимание в связи с развитием «всемирной паутины». Его метафоры («галактика Гуттенберга», «мировая деревня», «информационное пространство») вошли в повседневный язык; без них не обходятся практически ни одна работа о книге, медиа, всемирной сети Интернет. Максима Мак-Люэна «среда есть послание» определила новое направление науки[19].
Глобализация массовых коммуникаций, предсказанная Мак-Люэном, стала реальностью, но его мрачные прогнозы по поводу будущего книги сбываются пока далеко не полностью. Все же, перефразируя один из самых известных афоризмов Мак-Люэна, можно сказать: «Гуттенберг дал всем возможность стать читателями, ксерокс дал всем возможность стать издателями, Интернет дал всем возможность стать писателями». Книжный бизнес продолжает активно действовать и привлекать инвестиции и в уже наступившую эпоху «мировой деревни – всемирной паутины». Идеи «теоретика и пророка кибер-революции» положили начало целому направлению в современной философии, активно развиваемой во влиятельном американском журнале «Wired», провозгласившем Мак-Люэна своим «основателем и святым»[20].
В настоящее время книжное дело вступило в эпоху, когда прогноз Мак-Люэна о «мировой деревне», в которой становится известно все обо всех, начинает сбываться.
Книжное дело, организованное для получения прибыли, называется книжным бизнесом.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) в книжном деле представляет собой самостоятельную инициативную инновационную деятельность по производству и распространению книг, связанную с вложением денежных средств и риском их потери на основе сочетания личной выгоды с удовлетворением общественного спроса и с целью получения прибыли[21].Специфика книжного предпринимательства определяется двойственной природой книги. С одной стороны, книга – результат творчества, отражающий общественные, социальные, политические, научные и культурные реалии эпохи. C другой стороны, книга является товаром, т.к. цель ее производства в книжном бизнесе — продажа.
Двойственная природа книги отражается в ее содержании и форме. Содержание книги относится к таким свойствам товара, «… которые обладают самостоятельной формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю»[22]. Поэтому книга остается товаром, пригодным для потребления, пока она сохраняет физическую форму, пригодную для потребления.
Двойственной природе книги соответствует и двойное назначение книжного бизнеса: 1) обеспечение связи между автором интеллектуального произведения и потребителем; 2) обеспечение возмещения затрат и получение прибыли всеми субъектам книжного дела.
Первое назначение определяет следующие общественные и социальные функции:
- информационную и коммуникационную: ознакомление общества с достижениями науки и техники, событиями в политической и культурной жизни;
- образовательную и воспитательную: предоставление средств обучения и воспитания;
- культурного наследия: передача исторического и культурного опыта и традиций прошлого;
- рекреационную: обеспечение проведения отдыха и досуга.
Второе назначение книжного бизнеса — экономическое — реализуется путем инвестиций средств в авторские и издательские оригиналы, полиграфические материалы и услуги, кадры, производство, продвижение и продажу книг, а также оказание информационных и других услуг покупателям.
Предпринимательству в книжном деле органически присуща инновационность. Его специфика состоит в том, что оно не может все время производить и продавать книгу одного и того же наименования. Содержание книг отражает постоянно меняющиеся реалии окружающего мира, поэтому на книжный рынок все время должны поступать новые издания. Новизна, инновационность – характерное свойство предпринимательства в книжном деле, с ним связана постоянная необходимость производства и распространения новинок и повышенный риск.
С другой стороны воспроизводство культурного наследия вовлекает в бизнес-процесс книжного дела огромный массив произведений прошедших эпох. Существует также возвратный рынок – рынок книг прошлых лет изданий, формирующийся из книг, выставляемых на продажу их владельцеами.
Двойственность книжного дела проявляется в том, что его вклад во внутренний валовой продукт страны составляет менее 1%, но оно занимает несопоставимое со своим экономическим потенциалом место в социально-культурной жизни страны.
Книга относится к интеллектуальной продукции, поэтому с книжным бизнесом за потребителя конкурируют другие виды бизнеса, также производящие интеллектуальную продукцию и оказывающие услуги в этой сфере, и тем самым сужающие емкость рынка книжного бизнеса. К конкурирующим бизнесам относятся:
- аудиокнига и другая медиопродукция,
- рынок интернетресурсов,
- радио и телевидение,
- журнально-газетная продукция.
Основные пути вхождения в книжный бизнес:
- приобретение активов (в т.ч. приватизация),
- инвестирование,
- создание независимого субъекта книжного бизнеса.
Одним из важнейших источников предпринимательской идеи в книжном бизнесе является автор. Существует авторский рынок, т.е. рынок предпринимательских идей книжного бизнеса.
Книжный бизнес обладает привлекательностью для предпринимателей и инвесторов на основании следующих присущих ему свойств:
- низкая капиталоемкость,
- устойчивый доход,
- рост рынка в стоимостном выражении в ближайшие 3-4 года[23],
- устойчивость спроса из-за слабого влияния инфляционных процессов,
- мобильность бизнеса по отношению к меняющимся условиям рынка,
- неограниченность входа, отсутствие монополий,
- низкий уровень рисков,
- сравнительно небольшой инвестиционный цикл,
- наличие множества ниш для выбора.
Вместе с тем, как и всякая экономическая деятельность, книжное предпринимательство является рискованной деятельностью. Основные источники рисков:
- недополучение ожидаемой прибыли (инвестиционный риск),
- несоответствие цен среднему ценовому уровню рынка (ценовой риск),
- неплатежи получателей (финансовый риск).
Наиболее часто встречающийся риск связан с рисками инвестиций в издательский проект: всегда существует непредсказуемость реакции потребительского рынка на реализацию проекта практически любого нового издания.