Это связано с наличием ряда проблем, как внешних по отношению к отрасли книгоиздания, так и внутренних.
Одним из факторов, препятствующих развитию книжного рынка является ограниченный платежеспособный рост населения. Так, на 5 % населения, относящегося к числу богатых, приходится более 30 % реализуемой книжной продукции. Очевидно, что с повышением уровня доходов населения будет повышаться количество реализованных книг, поскольку потенциальный спрос на данный момент превышает платежеспособный.
Важным направлением по увеличению объема продаж книжной продукции является снижение себестоимости книг путем разработки более эффективных производственных технологий.
Еще одной причиной недостаточного развития книжного рынка в РФ выступает неразвитость системы реализации печатной продукции. Так, если в Австрии на 100 000 населения приходится 200 книжных магазинов, в Германии и Испании - около 100, а в США немногим менее 50, то в России этот показатель не превышает двух магазинов на 100 000 граждан. Кроме того, основная часть продаж приходится на крупные города, население которых превышает 1 млн. жителей. При этом подавляющая часть покупателей имеет возможность делать выбор лишь из части ассортимента, выпускаемой в стране книжной продукции.
Внутренней проблемой книжного рынка выступает недостаточно развитая маркетинговая деятельность самих издательств. Большинство издательств практически не занимаются изучением рынка, поскольку исследования читательского спроса являются дополнительным расходом, часто неподъемным для малых компаний.
Еще одной важной проблемой, уже отмеченной в начале исследования, являются территориальная гиперконцентрация издательств в отдельных регионах РФ с одной стороны, и их нехватка в других регионах, препятствующие эффективному развитию книжного бизнеса в стране.
В настоящей работе мы рассмотрели развитие книжного рынка в России на примере крупного издательства «Рипол классик».
Быстрое развитие указанного издательства обусловлено рядом факторов, в первую очередь эффективной маркетинговой политикой компании.
Использование тактики концентрированного маркетинга, которая заключается в сосредотачивание усилий компании на нескольких тематических разделах литературы, позволило «Рипол классик» обеспечить себе прочные позиции в данных сегментах.
Другой характерной особенностью рассматриваемого издательства является активное использование маркетинговой тактики серийности производимой литературы. Следует отметить, что использование принципа серийности большинства выпускаемых издательством книг, оправдалось: 73 % из реализуемых наименований входят в состав различных популярных серий.
Продуманный и тщательно разработанный стиль также является эффективным маркетинговым и рекламным инструментом компании. Использование характерных цветовых сочетаний и запоминающихся слоганов, способствовало быстрому развитию издательства и увеличению объемов продаж продукции.
[1] Выпуск книг и брошюр в 2007 году Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/statistics2007, свободный. – Загл. с экрана.
[2] В русский язык оно непосредственно вошло как слово «антрепренер», означающего в современном словоупотреблении «предпринимателя в области шоу-бизнеса».
[3] The Pan English Dictionary. – L.: Pan Books, 1979 – P. 359
[4] Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. Или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып.1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ / Общ. Ред. В.С. Загашвили. – М.: Прогресс, 1992. – С. 12.
[5] The Pan English Dictionary. – L.: Pan Books, 1979 – P. 51
[6] Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – С.
[7] Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Издательство "Дело", 2003г.
[8] Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. – М.: Прогресс, 1993.
[9] Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
[10] Даль В,И. Толковый словарь живого великорусского языка / Т. 3: П – М.:, Русский язык, 1990. – С. 358.
[11] Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М.: 1992.
[12] Портер М. Портер М. Международная конкуренция. В 2 тт. - М.:Международные отношения, 1993
[13] Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле: Учебное пособие / Моск. гос. ун-т печати. – М.: МГУП, 2004. – С. 10.
[14] Становление предпринимательской экономики в России / О.Н. Криворучко, А.А. Зайцев, С.Н. Лобанов. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2000. – С. 10.
[15] Россия в цифрах. 2006: Крат.ст. сб./Росстат-М., 2006. – С. 167.
[16] Там же – С.83.
[17] На русском языке впервые полностью издана в Киеве в 2003 г. издательством «Ника-Центр» в серии «Сдвиг парадигмы», перевод А Юдина: Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры / Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 2003.
[18] Инициирующее влияние на мировоззрение Мак-Люэна оказали работы его коллеги по университету и старшего друга экономиста и культуролога Гарольда Инниса (1894-1952), высказавшего оригинальную идею, что технология коммуникации оказывает на человечество большее влияние, чем контент (http://en.wikipedia.org/wiki/Harold_Innis).
[19] Высказано в главном труде Мак-Люэна «Understanding Media: The Extensions of Man» (1964 г.), до сих пор не изданного у нас.
[20] Электронный ресурс http://en.wikipedia.org/wiki/Marshall_McLuhan.
[21] Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле: Учебное пособие / Б.С. Есенькин, А.Ф. Коган; Моск. гос. ун-т печати. – М.: МГУП, 2004. – С. 18.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 1, С. 420
[23] Аналитический отчет. Книжный рынок России. – М:Research Group DISCOVERY, 2006. – с. 20
[24] Составлено по данным статистических сборников «Печать Российской Федерации» за 1991-2003 гг. Данные за 2004 г. приведены в: Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности – М: АСТ, АСТРЕЛЬ – С.21.
[25] Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности – М: АСТ, АСТРЕЛЬ – С.22
[26] Там же – С.27-29.
[27] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. экономический словарь. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 247.
[28] Экономическая теория: Учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С.180—209.
[29] Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2000 – С. 232.
[30] Там же – с. 19.
[31] По материалам сборников «Печать в Российской Федерации». Данные за 2007 г. :Выпуск книг и брошюр в 2007 году Электронный ресурс Режим доступа - http://www.bookchamber.ru/statistics2007, свободный. – Загл. с экрана.
[32] Аналитический отчет. Книжный рынок России. – М:Research Group DISCOVERY, 2006. – с. 20
[33] Там же – с. 22.
[34] Маркус В.А. Организация и экономика издательского дела. — М., 1989.
[35] Прилепская Г.Д. Организация и планирование издательской деятельности. Учебное пособие. — М., 2002.