Составлено по: [Gucci Group. Annual, 1999–2003; Moore, Birtwistle, 2005].
Иерархия брэндов
Каждый из брэндов, входящих в марочный портфель Gucci Group, управляется независимо. Однако существует общая концепция управления брэндами, опирающаяся на финансовые показатели каждого отдельно взятого брэнда. Выручка Gucci Group в 2001 г. составила 2285 млн долл., причем 60% доходов пришлось на брэнд Gucci, 20% — YSL Beauté (подразделение парфюмерии и косметики), 4% — брэнд Yves Saint Laurent, 10% — остальные подразделения группы. Своим основным брэндом Gucci Group считает брэнд Gucci, следующим по значимости в 2002 г. считался Yves Saint Laurent, многообещающими были названы брэнды Boucheron, Sergio Rossi, Bottega Veneta, Bedat & Co, дизайнерскими брэндами, подающими надежды, считались Stella McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga (табл. 8).
Таблица 8. Иерархия брэндов в марочном портфеле Gucci Group, 2002 г.
Позиция |
Брэнд |
Основной брэнд |
Gucci |
Следующий по значимости основной брэнд |
Yves Saint Laurent |
Многообещающие брэнды |
Boucheron, Sergio, Rossi, Bottega, Veneta, Bedat & Co |
Дизайнерские брэнды, подающие надежды |
Stella, McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga |
Источник: [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].
Такая иерархическая структура марочного портфеля Gucci Group основана в первую очередь на финансовых показателях выручки отдельных брэндов, принадлежащих группе (табл. 9).
В течение 1999–2003 гг. брэнд Gucci — лидер по финансовым показателям, второе место по объему выручки занимал брэнд Yves Saint Laurent в совокупности с одноименными парфюмерно-косметическими продуктами.
Таблица 9. Выручка Gucci Group, 1998–2002 гг. (млн евро)
Брэнд |
1998 (долл.)* |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Gucci |
1042,5 |
1127,1 |
1628,8 |
1700,1 |
1536,8 |
1522,4 |
Yves Saint Laurent |
— |
7,2 |
105,7 |
101,2 |
146,4 |
154,2 |
YSL Beaute |
— |
30,1 |
584,2 |
518,5 |
549,7 |
614,7 |
Другие операции |
— |
9,4 |
147,9** |
254,6*** |
350,8 |
348,3 |
Междивизиональные операции |
— |
(0,0)**** |
(5,3) |
(9,3) |
(39,4) |
(52,5) |
Всего |
1042,5 |
1173,8 |
2461,3 |
2565,1 |
2544,3 |
2587,1 |
Примечания:
* Начиная с 1 февраля 2002 г. Gucci Group использует евро в качестве валюты финансовой отчетности, финансовая отчетность после 1998 г. переведена в евро-эквивалент, согласно среднегодовым курсам евро / доллар США.
** Sergio Rossi, Boucheron, Bedat & Co.
*** Sergio Rossi, Boucheron, Bottega Veneta, Bedat & Co., Stella McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga.
**** В международной бухгалтерской практике отрицательные значения принято приводить в круглых скобках.
Источник: [Gucci Group. Annual, 2002, p. 52; Gucci Group. Financial, 2003, p. 4].
На позиции брэнда в иерархической структуре группы также влияет и объем выручки по категориям фэшн-продуктов (табл. 10).
Так, к категориям фэшн-продуктов, наиболее интенсивно в 2002 г. генерировавшим выручку, в Gucci Group относятся изделия из кожи (32,4%), парфюмерия (15,7%), одежда (12,8%) и обувь (11,5%). Подобный подход к продуктовому миксу получил даже неофициальное название «принцип Gucci»: когда изделия из кожи и обувь в совокупности занимают более 40% ассортиментного ряда брэнда, на втором месте находится парфюмерия (около 15%) и только потом идет одежда (менее 15%). Такая ситуация помогает компаниям в фэшн-бизнесе избежать неопределенности, связанной со спросом на фэшн-продукты, и заложить определенные гарантии высокого уровня продаж.
В Gucci Group также четко были обозначены позиции, к которым стремятся брэнды, для группы в целом философия позиционирования была сформулирована следующим образом: «Выдающиеся брэнды и продукты», при этом для мягких товаров (soft goods), куда входит одежда, обувь, сумки, текстильные аксессуары, желаемыми позициями являются «ведущие позиции в индустрии»; для твердых товаров (hard goods), куда включены ювелирные изделия и часы, — «развитие этих видов бизнеса» [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].
Для каждого брэнда, входящего в марочный портфель Gucci Group, четко описывались цели, к достижению которых в 2002 г. должна стремиться команда, управляющая брэндом. В первую очередь были определены финансовые цели брэндов: для брэнда Gucci — ожидаемая операционная прибыль на уровне 30%, а для брэнда Yves Saint Laurent получение прибыли планировалось только в 2004 г. [Gucci Group, 2002, p. 7].
Таблица 10. Выручка Gucci Group по категориям фэшн-продуктов, 2000–2002 гг.
Фэшн-продукт |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. | |||
млн евро |
% |
млн евро |
% |
млн евро |
% | |
Изделия из кожи |
750,9 |
30,5 |
871,7 |
34,0 |
824,6 |
32,4 |
Обувь |
266,9 |
10,8 |
278,1 |
10,8 |
293,6 |
11,5 |
Одежда |
302,1 |
12,3 |
317,9 |
12,4 |
325,0 |
12,8 |
Парфюмерия |
427,8 |
17,4 |
391,7 |
15,3 |
398,7 |
15,7 |
Косметика |
141,7 |
5,8 |
146,1 |
5,7 |
160,2 |
6,3 |
Часы |
264,8 |
10,7 |
259,8 |
10,1 |
220,7 |
8,7 |
Ювелирные изделия |
86,0 |
3,5 |
110,3 |
4,3 |
126,7 |
5,0 |
Другое |
141,5 |
5,8 |
113,0 |
4,4 |
130,6 |
5,1 |
Роялти |
79,6 |
3,2 |
76,5 |
3,0 |
64,2 |
2,5 |
Всего |
2461,3 |
100,0 |
2565,1 |
100,0 |
2544,3 |
100,0 |