Вот так же и в менеджменте. Нужны соответствующие внешние и внутренние условия, чтобы профессионализм менеджера стал системой профессионального менеджмента. Внешними условиями являются либеральная экономика, система образования, отвечающая потребностям профессионализации управления, общественное сознание, ориентированное на профессионализм управленческой деятельности, соответствующая государственная политика. Внутренними — профессиональная подготовка персонала, тип организации, мотивация профессионализма.
Менеджменту как науке и концепции рационального управления в условиях либеральной экономики предстоит большое будущее. От управления главным образом зависит решение таких проблем, как экология, безопасность жизнедеятельности, использование безотходных технологий, регулирование использования природных ресурсов и многие другие проблемы. Ведь в процессах управления ставятся проблемы и организуется их решение. Несовершенное управление упускает проблемы из поля зрения или оказывается бессильным организовать их решение. Профессиональное освоение управления - это успех развития.
2. Кадры управления представляют решающий и наиболее активный элемент системы управления: они вырабатывают цель, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и достижение поставленной цели.
К кадрам аппарата управления относятся все работники, занятые в системе управления производством, для которых функция управления является профессиональной (синонимы: кадры управления; состав аппарата управления; административно-управленческий персонал).
Административно-управленческий персонал можно классифицировать по различным признакам:
1. по уровням управления (высшего, среднего, низового звена)
2. по профессиональной структуре (инженеры, агрономы, зоотехники и т.д.)
3. по видам деятельности (кадры сельского хозяйства, образования, культуры, промышленности)
4. по сложности и ответственности выполняемых работ (квалифицированное разделение труда)
5. по видам специализации (административный, экономический и т.д.)
6. по образованию (высшее, средне специальное, практики)
7. исходя из функциональной роли в процессе управления. Выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный (обслуживающий, технический) персонал. Такое деление наиболее полно отражает связь с характером управленческого труда.
8. в зависимости от того, какие коллективы возглавляют, руководителей принято подразделять на линейных и функциональных.
К линейным относятся руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений и их заместители.
К функциональным – руководители, возглавляющие отделы, сектора и т.д. и их замы. Они осуществляют лишь часть управленческих функций и подчиняются как непосредственному линейному руководителю, так и соответствующему вышестоящему функциональному руководителю по определённым вопросам.
В современных условиях работы в должности руководителя превращается в особую профессию, требующую определённых знаний, навыков и соответствующей подготовки.
Вопрос о том, какими качествами должен обладать современный руководитель и каким требованиям должен соответствовать, исследовался многими учёными и практиками. Все они пытались свести эти требования в комплекс или модель так называемого эффективного руководителя.
Так, например, отечественный ученый-психолог профессор Л.И. Уманский, изучив 415 способных организаторов, выделил у них 18 типичных черт, которые характеризуют способность к эффективному управлению.
1. Способность заражать своей энергией других людей, активизировать их.
2. Наличие практического психологического ума как качества, обеспечивающего способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических способностей (т.е. правильный подбор и расстановка кадров – исполнителей).
3. Способность понимать и верно реагировать на психологические явления, психологию людей.
4. Критичность, т.е. способность видеть недостатки в действиях и поступках.
5. Психологический такт – способность устанавливать меру взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми исходя из их индивидуально-психологических особенностей и состояния в данный момент.
6. Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности и общих умственных способностей человека.
7. Инициативность как творческая, так и исполнительская.
8. Требовательность.
9. Склонность к организаторской деятельности.
10. Практичность ума (способность непосредственно быстро и гибко применять свои знания и опыт при решении практических задач).
11. Самостоятельность.
12. Наблюдательность
13. Самообладание, выдержка.
14. Общительность.
15. Настойчивость.
16. Активность (личная).
17. Работоспособность.
18. Организованность, то есть способность организовывать самого себя.
Что значит хороший начальник? Десятки лет эта тема дискутируется во всем мире. Еще один подход к эффективности руководителя представляет экономист Валерий Иванович Терещенко (Колумбийский университет в Нью-Йорке, старший экономист в Министерстве сельского хозяйства США, гл. экономист миссии Администрации Объединенных Наций по вопросам помощи и восстановления. Автор многих книг и работ в т.ч. «Организация и управление. Опыт США.». Был научным редактором учебника «Курс для высшего управленческого персонала). На основе исследований и личного опыта он выделяет 10 качеств человека эффективного управленческого труда.
Таблица 1
Характеристика различных стилей управления
Отношение руководителя |
Погонщик |
Управляющий |
К коллективу |
- погоняет |
- ведет за собой |
К знаниям |
- «все знает» и подчеркивает это своим подчиненным |
- учит, подсказывает, поясняет, но не подчеркивает свои знания |
К неполадкам |
-сразу начинает искать виноватых |
- исправляет допущенные ошибки |
Приказы |
- выпячивает свое «Я» «Я вам приказываю…» |
- «Давайте сделаем» эта формула не создает психологического барьера между начальником и подчиненным |
Информация |
- никогда не информирует своих подчиненных; - атмосфера слухов и пересудов |
- не опускается до подробной «секретности» и наиболее полно информирует свой коллектив обо всем, что относится к его деятельности |
К работе |
- из интересной работы ухитряется сделать трудную и монотонную |
- умеет заинтересовывать людей, организует работу так, что она становится для них не только источником материального благосостояния, но и материального удовлетворения |