2.2Содержательная сторона. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только выполняются, но и обсуждаются.
3.Либеральный стиль.
3.1Формальная сторона. Тон – конвециональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы.
3.2Содержательная сторона. Дела в группе идут сами собой. Лидер не даёт указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Эксперимент выделил как наиболее эффективный стиль управления демократический.
Необходимо отметить, что данная схема, безусловно, не может выделить все проявления стиля управления. Поэтому имеют место и другие классификации стилей. Так, Л.Н. Уманский, например, называет следующие стили руководства: организаторский; инициаторский; руководитель-эрудит; руководитель-генератор эмоционального настроя; руководитель эмоционального притяжения; руководитель умелец. В.М. Зыков, Е.Н. Комаров, Н.Г. Рак выделяют стили управления организационной работы руководителя: деловой, кабинетный, компанейский. Изучение различных целей определённых авторами как наиболее эффективные, позволяет сформулировать некоторые правила, которым целесообразно следовать в процессе управления производством:
1. Будьте справедливы и честны. Помните, что люди больше всего не любят несправедливости.
2. Доводите до сведения начальства оценку эффективно выполненной работы (пусть подчинённые знают, что это делаете вы).
3. Выясните жизненные планы каждого из ваших работников и, по возможности, помогайте их осуществлять.
4. Используйте передачу части своих полномочий подчинённым и контролируйте их выполнение. Кто не даёт своим сотрудникам заниматься решением интересных задач, как правило, боится за свой авторитет. Однако, недопустимо обратное делегирование. Не выполняйте за подчинённых их функции.
5. Своих работников вы можете вдохновить только тогда, когда сумеете показать, что выполнение её для коллектива выгодно и необходимо. Для этого говорите просто и убедительно, сделайте ваши доводы понятными для людей, дайте подчинённым возможность согласиться с вами, соединяйте их мысли и дела с вашими.
6. Используйте критику для улучшения результатов общего дела. Никогда не критикуйте ради критики. При этом помните, что человек, даже плохо работающий, имеет определённые права. В самом начале критического момента разговора приведите смягчающие обстоятельства. Дайте подчинённому право на высказывание объяснений по поводу конкретных случаев плохой работы. Старайтесь особо не выделять одного среди других нарушителей.
7. Реже наказывайте и чаще помогайте подчинённым поправлять допущенную ошибку, больше отмечайте заслуги, чем взыскивайте за мелкие оплошности.
8. Собственные ошибки руководитель должен признавать и устранять. Если ошибки не очень часты, это не подорвёт авторитет руководителя.
9. При проведении беседы устраняйте напряжённость путём дружественного общения; пользуйтесь методом дискуссии, а не наставления.
10. Для того, чтобы похвала была эффективной, старайтесь придерживаться простой рекомендации: похвалив работника, расширяйте круг его обязанностей.
Помните, что контроль – одна из важнейших управленческих задач. Правильный контроль стимулирует производительность труда сотрудников. Однако контролировать надо уметь. Тот руководитель, кто хочет превратить контроль в инструмент мотивации, должен, прежде всего, контролировать себя и избегать сам грубых ошибок, о которых никогда не следует забывать.
4. Работа с кадрами управления представляет собой систему, которая включает совокупность действий (форм, методов, направлений и критериев) работы с управленческими кадрами, обеспечивающих реализацию целей и принципов кадровой политики.
Работа с кадрами состоит из следующих элементов:
1. Подготовка кадров.
2. Подбор.
3. Расстановка.
4. Использование.
5. Повышение квалификации.
6. Воспитание.
7. Планирование и организация движения кадров.
8. Создание резерва кадров.
9. Аттестация и переаттестация кадров.
10. Создание условий для творческой работы.
Работа с кадрами осуществляется на основе определенных принципов:
1. Осуществление подбора и расстановки кадров на основе их всесторонней оценки.
2. Использование кадров в соответствии с их личностными характеристиками.
3. Сочетание опытных кадров и молодых.
4. Подбор кадров по принципам качеств кандидата характеру объекта управления.
5. Бережное отношение к кадрам с одновременной требовательностью к выполнению ими своих обязанностей.
6. Обеспечение участия заинтересованного персонала в подборе кадров.
7. Создание условий для эффективного использования качеств каждого работника.
8. Сочетание деловых качеств руководителя и его помощников.
5. Управленческий труд реализуется через творческие, логические и технические (вспомогательные) работы и операции.
Творческие работы и операции представляют логико-мыслительные действия (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизацию, выводы, расчёты, прогнозы, принятие решений). Они носят специфический характер и не поддаются строгой регламентации, так как здесь большое значение имеют опыт и интуиция.
Логические работы и операции выполняются в определённой последовательности. Они, как правило, легче регламентируются соответствующими документами.
Технические операции часто повторяются, просты по исполнению, не требуют высокой подготовки исполнителя (сбор, обработка информации, оформление документов и т.д.)
Установлено, что удельный вес творческих процессов у руководителей составляет до 60%, у специалистов до 40%, технические исполнители выполняют до 20% логических операций.
Управленческий труд является специфическим умственным трудом, связанным с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, с преобразованием информации. Его особенности: отличается высокой сложностью; широкий диапазон; носит творческий, вероятностный характер; не нормирован; недостатки в работе руководителей и специалистов более ощутимо сказываются на результатах производства.
Выделяют следующие основные элементы организации управленческого труда:
1. режим труда и отдыха
2. условия труда.
3. организация рабочих мест.
4. стиль работы и культура управления.
5. Повышение квалификации работников управления.
6. Составление планов работы.
7. Разработка должностных инструкций.
8. Механизация и автоматизация управленческого труда.
9. Улучшение использования рабочего времени.
В соответствии с этими элементами выделяют соответствующие направления совершенствования управленческого труда.