Другая составляющая профессии менеджера — комплекс ролей, которые осуществляет менеджер в своей профессиональной деятельности:
· концептолог - утвердитель и проводник концепции управления;
· инноватор - инициатор и защитник инноваций;
· организатор — конструктор организации;
· арбитр - главное лицо в решении конфликтов;
· эксперт - человек, умеющий провести анализ и дать обоснованную оценку;
· консультант - человек, способный дать полезные рекомендации, советы, установки;
· лицо, принимающее решения (ЛПР) - человек, принимающий на себя ответственность (персонификация управления).
Индивидуальные качества менеджера, свидетельствующие о его профессионализме, должны быть развиты в образовательном процессе, заложены в концепцию образовательной программы – это, прежде всего, коммуникабельность, предприимчивость, лидерство. Эти качества являются основой деятельности менеджера, следовательно, и специальная, и фундаментальная подготовка должны быть ориентированы именно на эти качества. Далее надо выделить вариабельность мышления, т. е. способность оценивать различные варианты и находить, выбирать наилучшие. Один менеджер способен выбирать решение из двух-трех вариантов. Другой способен найти лучшее управленческое решение из двадцати вариантов.
Важным качеством является и структура знаний - не объем, а именно структура и соотношение знаний по различным их видам.
Любую профессию характеризует необходимый и определенный интеллектуальный потенциал. Каким он должен быть у менеджера, в чем его особенности, какова структура? Интеллектуальный потенциал - уровень образования и культуры, потенциал интеллектуальной динамики, способность к обучению, к саморазвитию, объем и структура фундаментальных знаний в области специальности и осознание практического опыта.
Обратите внимание: не приобретение, а осознание практического опыта. Навыки можно использовать по-разному — по назначению или не по назначению. Осознание повышает эффективность навыков. Такой потенциал расширяет коммуникативные возможности менеджера.
Сегодня необходимо понимать проблемы управления глубоко, перспективно, системно, иметь фундаментальные знания, которые не стареют продолжительный период времени, которые формируют установку на самостоятельное мышление, иной тип использования знаний, которые делают менеджера не исполнителем рекомендаций, а творцом практической концепции управления и стратегии управления.
Рецепты ничего не объясняют, они не всегда освещены наукой, все их запомнить и использовать в комплексе невозможно.
Через глубокое понимание современных проблем управления надо идти к рациональной практике управленческой деятельности.
Можно уметь, не понимая или понимать не умея, но нужно понимать, чтобы уметь, чтобы иметь успех.
Глубина понимания проблем управления определяется не только ракурсом рассмотрения каждой из них в отдельности, но и включенностью ее в целостную концепцию менеджмента. Если мы видим связь проблем, тогда каждая их них питает и углубляет понимание другой.
Существует еще один ракурс понимания профессионального управления. Оно представляет собой сплав опыта, образования и искусства. Все эти три компонента теснейшим образом связаны друг с другом. Опыт отражает приобретенные навыки работы, проверенные приемы, уверенность в оценках определенных проблем, понимание ситуации по аналогии и типовым схемам. Конечно, это важное и нужное менеджеру качество. Но в условиях ускоряющегося времени опыт не всегда срабатывает. Возникает много нетипичных ситуаций. К тому же для накопления и осознания опыта необходимо много времени. Когда он сформируется в качестве фактора устойчивого успеха, менеджер становится уже человеком в возрасте. Есть опыт, но мало энергии. Сегодня полагаться на получение опыта естественным путем не приходится.
Большое значение имеют специальные знания, позволяющие решать проблемы с учетом обобщенного опыта, профессионально и эффективно. Знания ускоряют приобретение опыта и дают нечто большее - понимание, почему и как возникают проблемы, какие последствия могут быть при их, решении. Конечно, это бывает лишь в том случае, если эти знания системны, достаточно полны по видам деятельности и в методическом отношении даны в ориентации на практическое решение проблем.
Но специальных знаний сегодня оказывается мало для профессионализма управления. Необходимо образование. Это нечто большее, чем обладание специальными знаниями. Образование — это формирование профессионала в категориях культуры.
Можно быть хорошим специалистом, но при этом малообразованным человеком. В практике это встречается. Образование — это появление нового качества, в которое трансформируются знания при определенной их структуре, комплексе, объеме, методиках получения. Образование менеджера характеризует понимание гуманитарной направленности его деятельности, научный уровень оценки социально-экономических явлений, высокая культура, здоровый образ жизни и деятельности, способность к непрерывному развитию и самообразованию.
В прошлом образование рассматривалось только лишь как процесс научения и приобретения специальных знаний и навыков, подготовка к определенным видам деятельности. Сегодня роль образования меняется. Оно становится не только потенциалом успеха в повседневной деятельности, но функцией и средством управления. Такая роль образования сегодня определяется динамикой развития, резким усложнением проблем (экология, качество, безопасность жизнедеятельности, конкуренция, изменение структуры интересов и пр.).
Само развитие производства и общества требует непрерывного образования, а это означает необходимость «вмонтирования» его в повседневную деятельность человека. Необходимо так строить практическое управление, чтобы оно было профессионально образовывающим управлением, чтобы оно несло не только успех в работе, но и образовательный рост. Образовательные процессы должны вплетаться в реальные процессы управления и определять все характеристики их успеха. Каждая крупная фирма должна иметь свои образовательные подразделения для подготовки персонала к инновационной деятельности, к решению новых проблем, разработке новых стратегий. В образовательных процессах фирма будет иметь возможность черпать новые идеи развития. Такие идеи быстрее возникают в образовательных процессах, которые стимулируют мышление. Это уже креативный менеджмент.
А в этих условиях и стиль управления меняется. Менеджер должен ориентироваться не только на решение проблем, но и на превращение процессов решения проблем в процессы образования.
Однако не следует полагать, что проблема профессионализации управления и аналогичная тенденция развития менеджмента заключаются только в образовании менеджера и в его профессиональных качествах. Это только одна сторона медали. Другая - в условиях проявления и реализации профессионализма. Можно быть хорошим летчиком, но если вы вынуждены работать шофером грузовика, какой толк в вашем профессионализме. Он оказывается нереализованным и постепенно угасает.