1. Будь всегда управляющим, а не погонщиком.
2. Уверенность в себе.
3. Строгость и требовательность.
4. Всегда критикуй своих подчиненных позитивно.
5. Умение заинтересовывать и карать.
6. Умение начальника ценить время своих подчиненных.
7. Вежливое, доброжелательное отношение к своим подчиненным.
8. Умение говорить и молчать.
9. Чувство юмора.
10. Интерес к проблемам своих подчиненных.
Пристальное внимание проблеме использования человеческих ресурсов уделяют менеджеры процветающих фирм во всём мире.
Так, научный центр по подготовке менеджеров одного из крупнейших банков в мире («Чейз Манхэттен Бэнк») разработал современную модель менеджера с целью «как помочь сотрудникам выполнить работу».
1. Гуманное отношение к работникам должно быть развито у менеджера на 100%
2. Дружеские отношения с сотрудниками, но не доходящие до панибратства - 70%
3. Одним из отрицательных качеств является саморепрезентация (стремление к тому, чтобы нравиться людям, хорошо преподнести себя) не более чем на 30% остальное должно быть самоутверждение (достижение конкретных результатов)
4. Показателем мастерства руководителя является способность оказать помощь подчиненным в решении их проблем и таким образом стремиться к достижению цели.
5. Способность получать конкретные результаты, несмотря на изменение внешних условий. Эффективный менеджер может себе позволить только на 20 % зависеть от окружающих воздействий, на 80 % он должен управлять ситуацией.
6. Не должен избегать управленческих решений.
7. Только на 20 % допустимо не воспринимать альтернативное мышление.
8. Крайне не желательно применять административное давление на подчиненных, допускается » 25 %.
9. Стремление к достижению цели не смотря ни на что – отрицательное качество для американских менеджеров.
10. Неудовлетворенность от результатов нежелательна при управлении персоналом, хотя может быть развита у менеджеров на 60 %, но он не должен этого показывать.
11. Целеустремленность 100 %.
12. Удовлетворение от своей работы 100 %.
Многие ученые предлагают модель идеального руководителя. Однако практика управления и дальнейших теоретических исследований позволили сделать вывод, что не существует абстрактной идеальной модели, руководитель напрямую зависит от конкретных реальных условий, при этом наилучший руководитель будет тот, кто при данной комбинации факторов, влияющих на организацию добиваться более высокого уровня ее функционирования.
Поэтому задача заинтересованных лиц (собственников) сводится не к подбору руководителя, соответствующего идеальной модели, а к более достоверному описанию условий деятельности предприятия и формулировать на этой основе требований к кандидатам на выдвижение.
3. Лидерство – это искусство влияния на людей, побуждающее их по доброй воле достигать определённых целей.
Лидером называют работника, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающее характер группы.
В управлении давно возникал вопрос о природе явления лидерства, причинах его происхождения. Существуют три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» концентрирует своё внимание на врождённых качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может стать человек, который обладает определённой совокупностью личностных качеств.
В «ситуационной теории лидерства» утверждается, что лидерство – продукт ситуации. В данном случае речь идёт о том, что лидером становится тот, кто лучше других может актуализовать в конкретной ситуации присущую ему черту, наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц.
В «синтетической теории лидерства» лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция коллектива, и изучать это явление следует с позиции целей и задач группы. При этом, отличия лидера от других членов коллектива проявляется не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.
При рассмотрении проблемы лидерства необходимо различать содержание понятий «лидер» и «руководитель», то есть формальный и неформальный лидер. Выделяют следующие основные различия:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель – официальных;
2) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы назначается или избирается;
3) выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководитель – явление более стабильное;
4) руководство подчинёнными в отличии от лидерства обладает гораздо более определённой системой санкций, которых в руках лидера нет;
5) сфера действий лидера – в основном малая группа людей, поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе.
Естественно, оптимальный вариант руководителя при формировании коллектива – это соединение «лидера» и «руководителя», то есть формального и неформального в одном лице.
Эффективность руководства коллективом во многом зависит от служебного поведения руководителя. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определённом, свойственном только ему стиле.
Стиль руководства выражается в том, какими приёмами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчинённых.
В исследовании стиля управления наибольшую известность получил эксперимент Левина. Три группы детей лепили маски из папье-маше под руководством взрослых, демонстрировавших различные образцы руководства. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначение «авторитарный», «демократический» и «либеральный». Эксперимент проводился Левиным после эмиграции из фашистской Германии и, поэтому, названия стилей имели некоторую политическую окраску. Каждый стиль характеризовался особенностями, которые можно описать с двух сторон: содержание решений, предлагаемых руководителем группе и техника (приёмы, способы) осуществления этих решений. Исходя из сказанного, можно расписать каждый из трёх стилей с точки зрения формальной и содержательной сторон.
1.Авторитарный стиль.
1.1Формальная сторона. Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Чёткий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчёт. Позиция лидера – вне группы.
1.2Содержательная сторона. Дела в группе планируются заранее. Определяются лишь непосредственные цели, дальше – неизвестны. Мнение руководителя – решающее.
2.Демократический стиль.
2.1Формальная сторона. Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание – с советами. Распоряжения и запреты – с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы.