1.Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда. Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда заложены в Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 16.08.2005 №904.
В соответствии с Концепцией целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:
§ уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;
§ усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;
§ совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;
§ сертификация систем управления охраной труда в организациях;
§ включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;
§ совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
Направлениями по достижению цели и реализации задач государственного управления охраной труда являются:
разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;
экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;
организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;
обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
финансовое обеспечение охраны труда;
создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;
распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда.
Основные законодательные акты Республики Беларусь по охране труда
В систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике входят:
§ Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).
§ Трудовой кодекс Республики Беларусь;
§ Законы республики Беларусь:
o «Об основах государственного социального страхования»
o «О санитарном-эпидемическом благополучии населения»
o «О техническом нормировании и стандартизации»
o «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», от 05.01.2004, №269-3
o «О пожарной безопасности»
o «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
o и др.
Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция РБ (ст.41,45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда в настоящее время является Трудовой кодекс Республики Беларусь. Наряду с правами работника на здоровые и безопасные условия труда (ст. 11) предусмотрен механизм реализации этого права через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия труда (Глава 16, также статьи 54,55 ч 5,6, 89 ч.6, 226, 228-231).
Впервые ст.227 законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда.
Статьями 53. ч 5, и 232 предусмотрены обязанности работников по охране труда, а статьями 198 и 465 установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.
Законодательно определено (ст. 462), что систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством, а право общественного контроля – предоставлено профессиональным союзам (ст. 463). Установлено также (ст. 464), что координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется государственным органом государственного управления в сфере труда.
В законе РБ «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА, И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ), ПРИНИМАЮЩИХ (ИЗДАЮЩИХ) ИХ
Вид нормативного правового акта, технического нормативного правового акта, содержащий требования охраны труда, его сокращенное наименование |
Республиканский орган государственного управления (должностное лицо), принимающий (издающий) нормативный правовой акт, технический нормативный правовой акт |
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты |
Министерство труда и социальной защиты или это Министерство совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности) |
Гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН) |
Министерство здравоохранения, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь (его заместители) |
Государственные стандарты (СТБ) |
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства |
Строительные нормы Беларуси (СНБ) |
Министерство архитектуры и строительства |
Правила технической безопасности, правила устройства безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
Правила устройства (ПУ), правила технической эксплуатации (ПТЭ), правила безопасности при эксплуатации (ПБ), правила техники безопасности при эксплуатации (ПТБ) |
Министерство энергетики |
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты |
республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности) |