- индивидуальные экспертные оценки
- коллективные экспертные оценки
К индивидуальным экспертным оценкам относят : метод интервью, аналитический метод.
К коллективным экспертным оценкам относят : метод написания сценария.
Метод интервью предполагает беседу с экспертом по схеме «вопрос - ответ» по заранее разработанной программе.
Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития объекта.
Метод коллективной генерации идеи состоит в использовании творческого потенциала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации. В начале метода – идея с критикой и выработка точки зрения.
Метод 635. Цифры обозначают 6 участников, каждый должен предложить 3 идеи за 5 минут времени с убеждением этих идей в их эффективности.
Метод Дельфи – проведение многотуровых индивидуальных опросов экспертов анонимно в форме анкеты с обработкой этой информации при обратной связи с экспертами.
Метод «комиссии». Он основан на работе специально созданных на предприятии комиссий за круглым столом.
Метод написания сценария основан на определении процесса или явления во времени при различных условиях. Рассматриваются три линии поведения:
- оптимистическая – благоприятные условия;
- пессимистическая – наименее благоприятные условия;
- рабочая – отрицательные факторы.
Метод экстраполяции. Сущность его заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Основу метода экстраполяции составляет динамический ряд – наблюдения получают последовательно во времени.
Метод подбора функций заключается в выборе оптимальной функции описываемой венерический (динамический) ряд.
Метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.
Методы моделирования и экономически – математические методы:
- матричные модели: модели межотраслевого баланса:
1. статистические предназначенные для проведения прогнозных расчетов;
2. динамические предназначенные для расчетов на перспективу.
- модели оптимального планирования:
1. целевая функция описывающая цель оптимизированных показателей;
2. система ограничений – система равенств и неравенств.
- экономика – статистические модели используются для установления количественной характеристики связи, зависимости, экономических показателей.
Методы экономического анализа. Сущность метода заключается в том, что экономический процесс делиться на составные части и выявляются связи и влияние этих частей друг на друга и на развитие процесса.
Балансовый метод. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в видах продукции, трудовых ресурсах с возможностями производства и источниками ресурсов.
Нормативный метод – предполагает использование в процессе плановых расчетов норм и нормативов. Норма характеризует научно – обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции. Нормативы – относительно выражают и характеризуют степень использования ресурса.
Программно – целевой метод. Сущность его заключается в отборе основных целей социального, экономического, научно – технического развития предприятия в разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в сроки при обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Он применяется при разработке целевых комплексных программ.
Глава 2 Применение стратегического планирования на предприятии
Производственная программа – это обоснованный в бизнес-плане план выпуска продукции.
Стоимостные показатели производственной программы:
1) товарная продукция; (ТП)
2) валовая продукция;
ВП = ТП – (НЗПк – НЗПн)
где НЗП – незавершенное производство на начало (конец) отчетного периода.
3) реализованная продукция;
РП = ТП + (ОГПк-ОГПн)
где ОГП – остатки готовой продукции на начало (конец) отчетного периода.
4) чистая продукция;
ЧП = ЗП + Отч + П
где ЗП – заработная плата, Отч – отчисления в фонд, П – прибыль.
5) условно-чистая продукция;
УЧП = ЗП + Отч + П + А
где А – амортизация.
6) валовый оборот – это стоимость всех видов продукции независимо от того отпущена ли она на сторону или используется на предприятии;
ВО = ВПосн + ВПвсп + С + Онзп
где С – стоимость услуг обслуживающих цехов.
7) внутризаводской оборот – сумма продукции и услуг используемых внутри предприятия.
ВЗО = ВО – ВП
Алгоритм разработки производственной программы:
1. Определение номенклатуры, ассортимента продукции и объема ее поставки в натуральном выражении согласно заключенным договорам;
2. Составление плана поставок продукции в натуральном выражении по потребителям;
3. Определение изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода;
4. Определение объема производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода;
5. Обоснование объема производства расчетом производственной мощности по ведущим подразделениям предприятия;
6. Расчет стоимостных показателей;
7. Составление графика отгрузки продукции в соответствии с договорами заказчиков;
8. Планирование производственной программы основным подразделениям.
Планирование объема производства осуществляется с учетом реализации всей производимой продукции. Объемы производства и реализации новых видов продукции должны указываться отдельно. При широком ассортименте – по укрупненным группам. Расчет удельного веса реализованной продукции производится без учета налога на добавленную стоимость. Расчетная ставка налога указывается по каждому виду продукции в зависимости от рынка сбыта.
План производства обосновывается наличием необходимого оборудования, материальных и трудовых ресурсов. Он должен быть многовариантным. В плане в обязательном порядке рассчитываются:
1) Минимальный объем производства, который покрывает условные затраты.
2) Максимальный объем производства, который должен быть обеспечен заказами или свободным спросом.
3) Оптимальный объем производства – объем при котором достигаются минимальные затраты на 1 руб. производства продукции.
План корректируется после составления, так как существует брак, прогулы и т.д.
Основными показателями анализа выполнения плана производства являются:
- рост объема продаж, который равен отношению объема продаж фактическому на объем продаж плановый в процентном отношении;
- прирост объема продаж, который равен отношению фактического объема продаж на плановый в процентном отношении за минусом 100;
- абсолютный прирост, который равен фактическому объему за минусом планового.
Производственная мощность предприятия – это максимальный выпуск продукции в заданной номенклатуре при полном использовании оборудования и площадей в соответствии с установленным режимом работы предприятия.
Основные факторы, определяющие величину производственной мощности: