Введение
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения.
Планирование – одна из ключевых функций менеджмента и представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать (цели и технология), какие ресурсы для этого необходимы и кто должен отвечать за полученный результат.
Планирование - это очень динамичный процесс выработки и принятия решений, позволяющий организации в будущем обеспечить эффективное функционирование, а также функция менеджмента, включающая комплекс деятельности организации:
1. анализ ситуаций и факторов внешней среды;
2. оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей,
3. сформированных на стадии стратегического маркетинга;
4. разработку бизнес-плана;
5. реализацию плана.
Планирование дает возможность, во-первых, реализовать представляющиеся организации возможности и, во-вторых, свести к минимуму будущий риск, приняв превентивные управленческие решения.
Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей организации посредством:
А) уменьшения неопределенности во внешней и внутренней среде;
Б) сосредоточение внимания руководства на приоритетных целях;
В) оптимального достижения целей за счет продуманного управления ресурсами;
Г) четкой организации мотивации и контроля деятельности персонала.
8 ключевых планируемых дел менеджера:
Прогнозирование.
Программирование, т.е. определение последовательности действий и событий.
Составление штатного расписания.
Установление стандартов и заданий.
Планирование процедур деятельности.
Планирование ресурсов.
Планирование инвентаря и площадей.
Составление бюджета.
Миссия организации – это, в широком смысле, философия, предназначение организации, а в узком смысле – определяет принципы ее деятельности и типичные отличные от других организаций.
В порядке степени влияния, на выработку миссии оказывают воздействие следующие 6 групп субъектов:
Собственники организации;
Сотрудники;
Покупатели;
Деловые партнеры;
Местное сообщество;
Общество в целом.
Миссия демонстрирует внешнему окружению (клиентам, партнерам и т.д.) чем она может быть полезна в долгосрочной перспективе, обеспечивает направление и ориентиры для разработки стратегических и оперативных целей, является главным критерием оценки перспективных и текущих управленческих решений, указывает сотрудникам возможные направления достижения личных целей в длительной перспективе.
Глава 1 Понятие планирования на предприятии
План – это документ, содержащий систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. По содержанию и периоду планы могут быть:
стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет);
тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);
оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее).
Планы классифицируются также на: проблемные, комплексные, локальные.
Требования к плану:
1. Соответствие объективным экономическим законам;
2. Учёт потребностей рынка;
3. Научное обоснование;
4. Рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального;
5. Нацеленность на высокие конечные результаты;
6. Учёт экологических требований.
Система планов предполагает наличие:
- стратегического плана
- текущего плана
- оперативно-календарного плана
- бизнес-плана
Каждый из планов имеет своё назначение и особенности.
Разработано много форм планирования, но наибольшее распространение получили:
- директивное планирование. Такое планирование предполагает доведение плановых заданий до всех звеньев экономики и обязательных к выполнению. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов и принимают силу закона.
- индикативное планирование. Это сочетание интересов государства и предпринимателей. Такое планирование носит рекомендательный характер.
- стратегическое планирование. Это процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритета и формирование механизма по их реализации.
- тактическое планирование. Это разработка мероприятий на реализацию целей стратегического планирования.
- оперативное планирование. Это планирование, которое осуществляется предприятием каждый день.
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей.
Стратегическое планирование - это динамичный процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению.
Стратегический план - основной вид плана. Разрабатывается на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам). Определяет цели развития предприятия и пути их достижения. Комплексный план, научно обоснованный.
Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия. Ключевыми элементами стратегического планирования является:
- определение целей;
- разработка альтернатив, их реализация;
- выбор оптимального варианта реализации стратегии;
- программа реализации оптимального варианта.
Стратегический план включает ряд разделов и подразделов:
1. основные направления деятельности предприятия;
2. маркетинговый план;
3. план производства и реализации продукции;
4. план инновационной деятельности;
5. план по труду и социальному развитию;
6. план по себестоимости продукции и издержкам производства;
7. план прибыли и рентабельности производства;
8. план охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов;
9. план внешнеэкономической деятельности.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
а) определение миссии предприятия – установление смысла существующего предприятия, его предназначение, роль и место в рыночной экономике;
б) формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии;
в) оценку и анализ внешней среды – исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения предприятия. Этот анализ включает изучение влияния на предприятие таких компонентов как: состояние экономики, правовое регулирование, политика, покупатели, поставщики;
г) оценку и анализ внутренней среды – исследование, позволяющее определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Она исследуется по направлениям: исследование и разработка; производство; маркетинг;