3. При неизменном уровне качества всех производителей рынка, конкуренция будет двигаться в направлении внешней привлекательности фирм, а не продукции, что или потребует немалых средств, или будет случайной удачей той или иной фирмы.
4. При столкновении интересов в узких местах возможны варианты недобросовестной конкуренции, применение силовых методов и прочее.
5. В любом случае, победа за лидерство на рынке будет принадлежать тому, у кого будет достаточно средств за нее побороться.
В случае возникновения более сильного конкурента в ближайшее время, его придется «догонять», т.е. вкладывать деньги в освоение новых рынков, снижать цены и т.д., при этом нет гарантии, что в течение ближайших лет удастся выйти в лидеры.
При изначальной маркетинговой стратегии, направленной на лидерство, мы имеем следующие преимущества и недостатки.
1. Увеличиваются первоначальные вложения в PR, что увеличивает срок их окупаемости. Вложения в производство являются ликвидными активами, и возрастают при этом не сильно.
2. Лидер несет основные расходы, направленные на создание спроса, плодами его трудов питаются менее крупные конкуренты.
3. Лидер принимает на себя риски изменения ситуации на рынке.
4. Удержать изначальное лидерство значительно проще и дешевле, чем полученное в результате равной конкурентной борьбы.
5. Лидер хотя бы на первом этапе «снимет сливки» с имеющегося спроса, что позволит быстрее окупить вложенные средства.
6. Лидер имеет возможность быстрей остальных получить постоянных клиентов с меньшими затратами, что не только позволит снизить себестоимость продукции, но и сократить затраты на маркетинговые мероприятия в дальнейшем. Особенно это важно для выхода на западноевропейский рынок, где речь идет в основном о постоянных заказчиках.
Естественно, выбор маркетинговой стратегии обусловлен, в первую очередь, объемом средств, которые инвестор готов вложить в предприятие. При этом удельный вес ликвидных активов в каждом из вариантов едва ли составит одну треть от вложенных денег.
Рассмотреть перспективы каждого из вариантов и принять окончательное решение – прерогатива инвестора.
Вновь создаваемое предприятие ориентируется на крупное производство изначально.
Предполагаемая производственная мощность (максимально возможный годовой объем работ) – около 100000 м2 домов в год на 1 предприятие. Планируется в дальнейшем организовать, при сегодняшней потребности рынка в 5 млн. м2 жилья – 50 новых производств.
Ориентировочный годовой оборот, который должен быть достигнут – около 1009396 тыс. руб.
Максимальная численность рабочих 1 предприятия – 170 чел., основные рабочие – 82 чел.
Численность административно-управленческого персонала – 45 человек.
Производство планируется организовать в пригороде Череповца.
Направления развития предприятия:
1. Открытия представительств в разных регионах России и западноевропейских странах.
2. Расширение перечня видов работ и продукции.
3. Повышение технологичности производимой продукции, направленной на повышение производительности труда и снижение себестоимости.
4. Создание собственной сырьевой базы.
Для любой маркетинговой стратегии не следует ориентироваться на один сегмент рынка – это является очень рискованным в нестабильной ситуации. Работа на нескольких сегментах позволит более гибко реагировать на изменение ситуации. При снижении спроса на одном рынке можно быстро переключится на другой, уже освоенный. При увеличении себестоимости или курса валют можно уйти с рынка, чувствительного к этим изменениям, на рынок к ним индифферентный и т.д.
1. Рынок Москвы, московской области, С-Петербурга.
Основные достоинства рынка:
- небольшая удаленность от Череповца, отсутствие проблем, связанных с пересечением границы;
- высокий уровень платежеспособного спроса, многочисленность возможных конечных потребителей. Прогнозируемый стабильный рост спроса;
- высокая концентрация возможных заказчиков из других регионов;
- доступность информации о рынке, в т.ч. отсутствие языковых проблем;
- знакомый менталитет, предсказуемость поведения заказчика;
- охват средствами массовой информации значительного количества людей;
- прогнозируемый рост объема строительства, в том числе загородного;
- климатические особенности, полностью подходящие для строительства металлодеревянных домов;
- возможная политическая поддержка высших эшелонов Российской власти. Доверие возможной клиентуры слову наших политиков.
Основные недостатки рынка:
- отсутствие дилерской сети, разрозненность и нестабильность строительного рынка;
- возможная недобросовестность заказчиков;
- нестабильное финансовое положение заказчиков;
- значительная ценовая конкуренция;
- зависимость объема платежеспособного спроса от колебаний курса валют.
Благодаря достоинствам рынка, а именно – высокому уровню спроса, следует выбрать его в качестве основного сегмента и направить на него средства, выделенные на продвижение товара.
2. Рынок западноевропейских стран.
Основные достоинства рынка:
- рынок стабилен, на нем работают дилеры и генподрядчики с многолетним опытом работы и подобранной клиентурой;
- значительно снижены финансовые риски, связанные с изменениями на валютных рынках;
- ценовая конкуренция легко преодолевается неценовыми ее факторами;
- рынок выдержит значительные увеличения цены, обусловленные отраслевым ростом себестоимости, в том числе связанные с изменением курса валют.
Основные недостатки рынка:
- проблемы, связанные с пересечением границы;
- проблемы, связанные с требованиями к транспортировке;
- значительная требовательность заказчиков, как к конечному продукту, так и к процессу его производства;
- дорогой PR с невысокой отдачей. Невозможность ведения работы по формированию спроса в средствах массовой информации;
- значительные средства затрачиваются на общение с заказчиком и передачу информации.
Продукция предприятия отличается однородностью, что позволяет планировать себестоимость с высокой точностью. Однако традиционные сметные нормы применять довольно трудно, так как при всей своей однородности в зависимости от проекта дома себестоимость будет колебаться довольно значительно. Поэтому для расчета себестоимости предлагается использовать детальные калькуляции затрат по их статьям: материальные затраты, затраты на оплату труда и постоянные затраты.
Расчет себестоимости отдельных видов продукции представлен в приложении Б.
Расчет потребного количества материалов ведется исходя из рабочих чертежей дома.
Расчет постоянных затрат представлен в приложении В.
Такой детальный расчет себестоимости позволяет не только определить затраты с целью формирования цены, но и спланировать потребное количество ресурсов – материальных, денежных, трудовых; построить графики финансирования работ в случае большого заказа, рассчитать размер аванса – в случае небольшого заказа.