В условиях рыночной экономики реализуется принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан в рамках этой модели главным принципом удовлетворения социальных интересов должен быть принцип самообеспечения, а принципом государственного регулирования — механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.
В современной истории социальной политики Российской Федерации можно выделить два этапа. Первый этап (первые 7-8 лет 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития. Второй этап (конец 90-х годов) составляет переход к так называемой адресной социальной системе. Однако, принципиального изменения "правил игры" в этом случае не происходит. Государство по-прежнему остается главным руководителем поведения человека в социальной сфере, но в силу ограничения ресурсов оно собирается благодетельствовать значительно меньшее число групп. Это патернализм бедного государства, тогда как пришло время отказаться от патерналистской социальной политики и перейти к адекватной современному развитию российского общества субсидиарной модели социального развития. Все программы борьбы с бедностью населения, реализуемые в настоящее время базируются на 2 основных стратегиях. Один тип программ осуществляется без требования трудиться, другой — с требованием трудиться. Большинство программ, принятых в настоящее время в России относятся к первому типу, т.е. без требования трудиться. Однако, принципы субсидиарной социальной политики требуют перехода к программам с требованием трудиться. Это, так называемые, программы обеспечения дохода.
При реализации подобных программ государство и общество неизбежно столкнутся с рядом трудностей. И это будет связано не только с отсутствием необходимых для этого ресурсов. [28, С.45]
Главная трудность в реализации программ обеспечения доходов сегодня связана с неготовностью самих бедных к участию в них. Бедность в России является не только и не столько экономическим явлением, сколько социально-психологическим состоянием. И в этом смысле, преодоление бедности не может быть осуществлено только экономическими мерами. Преодоление бедности потребует целой совокупности социально- психологических мер, реализуемых через множество целевых программ. В качестве обязательных элементов таких программ могут быть:
1.участие самих бедных в принятии решений, связанных с преодолением состояния бедности;
2.организация взаимодействия всех участников борьбы с бедностью, особенно государственных и частных субъектов таких программ;
3.создание системы общественного участия и контроля за ходом и выполнением программ борьбы с бедностью;
4.формирование благоприятного общественного мнения для содействия таким программам;
5.содействие созданию ассоциированных структур не только заинтересованных сторон, но и участников программ преодоления бедности;
6.поддержка законодательных инициатив и деятельности любых групп и сил, направленных на содействие бедным и другие элементы.
Успех в реализации такой стратегии борьбы с бедностью населения будет зависеть в немалой степени от уровня диагностики социального развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.
Представляется, что результаты изучения феномена и проблемы бедности, разработка новых инструментов диагностики этого состояния и стратегии его преодоления, имеют принципиальное значение для перехода к новой социальной политике и принятия управленческих решений в социальной сфере, отвечающих запросам современного социального развития российского общества.
Изучение уровня жизни населения необходимо начинать с оценки реального уровня и динамики его денежных доходов, поскольку денежные доходы выступают основным реальным и синтезирующим индикатором уровня жизни. Доход является важнейшим социально-дифференцирующим и экономическим фактором уровня потребления и роста социального неравенства. [9, С.20]
Средний размер фактического дохода на одного человека в семьях из различных социальных слоев населения в 2002г. по сравнению с 2003г. дифференцировался незначительно – от 1500 до 6500 р. на члена семьи, в 2002г. вариация данного показателя находилась в интервале от 3000 до 10800р. (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Показатели среднего фактического и среднего желаемого душевого дохода в семьях различных социальных категорий, руб.
Категории населения по роду деятельности |
Средний фактический размер душевого месячного дохода |
Средний желаемый размер душевого месячного дохода | ||
2002г. |
2003г. |
2002г. |
2003г. | |
Рабочие |
2011,47 |
4266,37 |
6467,35 |
9578,95 |
Специалисты (служащие) |
2646,77 |
4474,14 |
7057,35 |
12428,03 |
Руководители |
4487,44 |
6310,45 |
13777,80 |
19428,57 |
Предприниматели |
6508,33 |
10770,60 |
11138,90 |
19000,00 |
Военнослужащие |
1508,40 |
4838,89 |
5850,00 |
10888,80 |
Пенсионеры |
1509,86 |
3069,90 |
4528,40 |
5998,48 |
Учащиеся (студенты) |
2904,60 |
3515,94 |
6576,12 |
10236,49 |
Домохозяйки |
1344,81 |
3347,73 |
3806,25 |
13013,33 |
Безработные |
1522,50 |
3535,19 |
6600,00 |
8761,90 |