¾ Системная реализация программы при компетентной деятельности службы PR (связи с общественностью) является мощным фактором социальной и политической консолидации общества.
¾ Исполнители конкретного проекта не могут быть контролерами расходования средств, а целевое использование последних должно гарантироваться спонсорам и организаторам проекта статусными лицами города: мэром и др.
¾ Разработать концепцию повышения уровня жизни населения города, включив в нее:
- необходимость проведения систематических научно-практических исследований процессов изменения доходов различных групп населения
- необходимость принятия социальных программ, учитывающих повышение уровня доходов одиноких пенсионеров, студенческих семей, антисоциальных личностей и др.
- необходимость определения социальных групп населения, нуждающихся поддержке государственных органов, фирм и предприятий, общественных организаций в целях увеличения их доходов.
Заключение
Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется таким явлением, как небывалое расширение масштабов бедности. Последнее десятилетие характеризуется особенно резким увеличением численности бедного населения. Это подтверждается и данными статистических органов, и результатами многолетних социологических исследований уровня жизни населения, в том числе проводимыми в г. Иркутске и Иркутской области.
Расширение масштабов бедности в обществе стало одним из самых негативных последствий рыночных преобразований в России. Выталкивание огромных масс людей в маргинальные слои, на обочину социально-экономического процесса уже сегодня рисует нелицеприятные картины нашей действительности. С одной стороны, обнищавшее население является балластом для российской экономики. Это те люди, для которых достижение нормального уровня жизни становится невозможным в силу не только объективных экономических условий и причин, но также и их субъективного отношения к жизни. С другой стороны, подобная категория членов общества становится источником возникновения и распространения всевозможных деструктивных социальных явлений и процессов. Все более распространяющаяся субкультура бедных и маргиналов вследствие расширения своей социальной базы становится способной оказывать более сильное влияние на социокультурные ценности и установки общества в целом. Уже сегодня мы отмечаем падение нравственности в обществе до критического уровня, нигилизм, распущенность. С политической точки зрения маргинализация россиян на руку представителям экстремистско настроенных партий и течений, поскольку политически активная часть так называемого протестного электората и составляет необходимую политическую базу для претворения в жизнь намеченных целей.
Итак, явление массовой бедности налицо в России, что и обусловливает необходимость глубокого изучения и объяснения ее закономерностей в целях формирования адекватных мер, которые позволили бы снизить остроту возникшей проблемы. Опираясь на статистические и социологические данные представляется возможным предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих социальную безопасность региона, по следующим направлениям:
1) преодоления бедности и формирования среднего класса (принятие и реализация концепции сокращения масштабов бедности; формирование социально ориентированной социальной политики, дифференцированной по отношению к различным категориям населения; расширение "среднего класса" за счет поддержки малого и среднего бизнеса, пересмотр политики заработной платы, разработка программ жилищного строительства, создание условий, обеспечивающих доступность медицинских услуг и образования);
2) социальная защита отдельных групп населения (сохранение и развитие системы льгот и материальной поддержки пенсионеров, инвалидов, ветеранов; обеспечение предоставления адресной социальной помощи; развитие специализированных реабилитационных центров для различных категорий населения);
Реализация данного комплекса мероприятий может существенно "сгладить" основные составляющие социальной напряженности в регионе, создать условия относительной социальной комфортности. Несомненно, осуществление некоторых предложенных мероприятий требует определенных финансовых затрат и возможно лишь в перспективе. В то же время часть из них не ориентированы на значительные капитальные вложения и могут быть реализованы в ближайшем будущем.