Основным направлением деятельности органов социальной защиты в перспективе представляется разработка новых, более действенных мероприятий социальной поддержки на местном уровне. Приоритетными среди них должны стать меры по поддержке различных категорий семей с детьми: малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных; семей, в которых родители являются студентами, безработными, пенсионерами или инвалидами. Большинство из перечисленных категорий семей в настоящее время остаются неохваченными вниманием и заботой со стороны общества, несмотря на их социальную значимость в плане воспитания и непосредственного содержания подрастающего поколения. Поддержка семей с детьми должна вестись по всем направлениям, давая возможность поддерживать полноценное питание, здоровье и развитие детей, что можно достигнуть посредством оказания натуральной помощи. Необходимо обратить внимание на поддержку беременных и кормящих женщин, а также на первичную помощь при рождении ребёнка.
На сегодняшний день стоит вопрос об увеличении размера оказываемой материальной помощи и о сокращении периодичности её оказания (в настоящее время максимальный размер единовременной помощи составляет 1200,0 руб. в год на 1 человека). Поскольку материальная помощь в настоящее время носит эпизодический характер, она не может рассматриваться как действенная мера соцподдержки. Одним из вариантов придания ей более весомого характера может быть введение ежеквартальной денежной помощи с учётом изменяющихся жизненных обстоятельств её получателя. Такая система была предусмотрена принятым три года назад ФЗ "Об адресной материальной помощи", не реализованным, к сожалению, по причине отсутствия финансовых средств.
Не менее остро стоит проблема организации благотворительного питания в социальных столовых и повышение его стоимости, т.к на сегодняшний день питание осуществляется в 3-х точках города, а его цена составляет 10 руб., и то, и другое явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся. Сложность решения данного вопроса усугубляется отсутствием муниципальных столовых.
За последних почти два десятилетия имевшаяся в хозяйствах граждан бытовая техника и предметы длительного пользования пришли в негодность, произвести же их замену люди самостоятельно не в состоянии. В связи с этим, необходимо рассмотреть вопрос о приобретении необходимых нуждающимся вещей в качестве оказания помощи.
Расчеты областного комитета статистики показывают, что в 2003г. для доведения доходов малоимущих групп населения области до уровня прожиточного минимума, именно это предусмотрено упомянутым законом, потребовалось бы более 6 млрд. руб. или около половины доходов областного бюджета.
Приходится признать, что в настоящее время областной бюджет не в состоянии осуществлять финансовое обеспечение государственной адресной социальной помощи всему малоимущему населению области. В условиях ограниченности областных ресурсов актуальной становится разработка территориальных программ сокращения бедности, учитывающих возможности местных бюджетов.
Результаты мониторинга основных показателей, характеризующих уровень жизни населения области в территориальном разрезе, осуществляемый администрацией области, позволяют сделать вывод о наличии глубоких и застойных диспропорций в данной сфере. Причинами этого являются крайняя неоднородность муниципальных образований по уровню экономического развития, состоянию рынка труда, половозрастной структуре населения, урбанизированности и условиям жизни. Различия в уровне бедности и доходов населения - прямое следствие указанных причин.
Подводя итог всему вышеизложенному, остановимся на следующих моментах, руководствоваться которыми необходимо при разработке направлений социальной поддержки:
1.Современная социально-экономическая обстановка в ближайшем будущем не будет кардинально способствовать улучшению ситуации в плане роста материального благосостояния наших нуждающихся сограждан, а, следовательно, уменьшению их числа и круга их проблем.
2. Накопленный опыт работы в сфере социальной поддержки позволил выработать приоритетные направления деятельности, которых следует придерживаться в дальнейшем.
3. Объективно изменяющиеся условия жизни общества диктуют необходимость выработки новых форм и методов работы, направленных на оперативное и эффективное принятие мер по смягчению отрицательных последствий падения уровня жизни отдельных категорий граждан.
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах. [13, С.33]
Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.
В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.
Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.
Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.