усиление внимание банка к платежным системам;
модернизацию организационной структуры банка;
установление процесса калькутирования и распределения прибыли;
усиление независимости [11].
Взаимоотношения между ШНБ и остальными банками страны определяются Федеральным законом Швейцарии «О банках и сберегательных банках» (Federal Law on Banks and Savings Banks) 1934 г./ 1971 г. В соответствии с ним ШНБ обладает полномочиями по сбору банковской статистики. В связи с отменой золотого обеспечения швейцарского франка был принят и вступил в силу с 1 мая 2000 г. Федеральный закон «О валюте и платежных инструментах» (Federal Law on currency and payment instruments) [11]. Он отменил обязанность ШНБ выкупать банкноты за золото, закрепил национальную денежную единицу как законное платежное средство и определил порядок ее обращения. Важным вопросом правового положения центрального банка является уровень его независимости. Независимость ШНБ закреплена в Конституции Швейцарской конфедерации. Причем речь идет о его реальной независимости в вопросах формирования денежно-кредитной политики. Правительство страны влияет на деятельность ШНБ, назначая 25 из 40 членов Совета банка, в том числе президента и вице-президента. «Государственный надзор над центральным банком мотивируется общенациональным значением его главной уставной задачи — обеспечение стабильности национальной валюты, ее покупательной способности и валютного курса»
Центральный банк РФ, согласно Конституции России, также независим. Однако важна не только декларация принципа независимости, но и реализация его на практике. Для российской банковской практики обычным является «прямое вмешательство в оперативную деятельность Банка России» со стороны органов государственной власти в связи с отменой ряда положений в новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. Интересен тот факт, что, ограничив независимость Банка России, государство не снимает с него ответственности за состояние денежно-кредитной сферы и экономики в целом [1].
Высший орган управления ШНБ — Общее собрание акционеров, что объясняется организационно-правовой формой банка. Общее собрание акционеров собирается один раз в год, как правило, в апреле. За ним закрепляется широкая сфера компетенций:
ü утверждение годовых отчетов;
ü принятие решений о распределении и чистой прибыли;
ü назначение 15 из 40 членов Совета банка;
ü назначение членов ревизионной комиссии;
ü принятие решений об увеличении уставного капитала;
ü принятие решений о ликвидации Национального банка.
Высшим же органом Банка России является Совет директоров, который, в соответствии с Законом о Банке России, обладает более широким объемом полномочий, чем Общее собрание акционеров ШНБ, и заседает не реже одного раза в месяц. Это объясняется различиями в организационно-правовых формах функционирования центральных банков. Многими полномочиями, которыми обладает Совет директоров Банка России, наделены другие органы ШНБ. Особое место в управлении ШНБ занимает его высший наблюдательный и контрольный орган — Совет банка, который осуществляет наблюдение за состоянием рынка, общее руководство банком; определяет основные направления его деятельности; выполняет функции контроля и надзора за исполнительными органами. Совет банка состоит из 40 членов, которые занимают свои должности 4 года. При формировании Совета учитываются требования представительства различных регионов и отраслей экономики. Правительство назначает президента и вице-президента банка. Затем Общее собрание акционеров избирает 15 членов Совета. И только после этого правительство производит назначения на оставшиеся 23 должности членов Совета, в числе которых должно быть не более 5 членов федерального парламента и 5 членов правительств кантонов [12].
Заседания Совета банка проводятся один раз в квартал с целью выработки политики и ее подтверждения.
К органам общего руководства относится Комитет банка. 8 из 10 его членов назначаются Советом банка. Комитет банка наделен компетенциями:
проведения предварительной экспертизы и оценки вопросов, отнесенных к ведению Совета банка;
разработки рекомендаций по вопросу учетных ставок;
оценки целесообразности предоставления кредитов, сделок купли-продажи недвижимости, инвестиций и административных расходов банка.
Кроме того, Комитет банка, заседания которого проводятся, как правило, один раз в месяц, имеет остаточную компетенцию. Согласно новому закону о ШНБ в целях усиления надзорной, организационной и финансовой ответственности руководства ШНБ предполагается создать три комитета: по инспекциям (в качестве связующего звена между внутренней и внешней ревизиями); управления рисками (для контроля за вложениями активов ЦБ); по выплате компенсаций [12]. Кроме того, будет организован самостоятельный департамент контроллинга. В России коллегиальным органом ЦБ является Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, включая председателя Банка России [2]. Национальный банковский совет, наделенный широкими полномочиями, «призван, с одной стороны, обеспечить взаимодействие Банка России с органами государственной власти, а с другой - создать дополнительный механизм контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка России». Следует также особо выделить тот факт, что формально Национальный банковский совет не наделен какими-либо правами по вмешательству в осуществление функций Банка России. Органы оперативного руководства (исполнительные органы) ШНБ представлены Правлением банка и местными правлениями отделений банка. Правление банка формируется правительством по рекомендации Совета банка в составе трех человек - президента, вице-президента и члена Правления. Правительство назначает также директоров местных правлений банка по рекомендации Совета банка. Необходимо подчеркнуть, что члены Правления банка, их заместители, директора и заместители директоров территориальных отделений банка не могут быть депутатами Федеральной ассамблеи либо членами кантональных правительств. Проанализировав структуру органов управления ШНБ и сопоставив ее со структурой органов управления Банка России, можно отметить их определенное сходство, что объясняется особенностями федеративных государств, к которым относятся Швейцария и Россия. Контроль за финансовой деятельностью ШНБ осуществляет ревизионная комиссия, формируемая Общим собранием акционеров. В ее компетенцию входит проверка годовых отчетов и баланса банка. В состав ревизионной комиссии могут быть избраны лица, которые не являются акционерами банка.
Согласно ст. 93 Закона о Банке России, Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федерации. Таким образом, швейцарская система контроля за финансовой деятельностью банка отличается от российской практики. Это прежде всего связано с организационно-правовыми особенностями Национального банка Швейцарии [2].