ü социально-воспитательные методы воздействия, которые включают в свой состав агитацию и пропаганду, убеждение и воспитание, контроль за деятельность администрации, привлечение трудящихся к управлению и т.д. эти методы направлены на развитие уровня активности и сознательности у членов трудового коллектива;
ü социальное регулирование. Включает в свой состав договоры, взаимные обязательства, системы отбора и распределения социальных благ, направленные на упорядочение социальных отношений в трудовых коллективах на путях выявления и регулирования интересов и целей различных групп и личностей;
ü социальная активизация. Она включает в свой состав обмен опытом, новаторство, критику направленную на формирование и поддержку в трудовом коллективе наиболее прогрессивных форм творческой инициативы в решении производственных задач;
ü моральное стимулирование. Используется для поощрения трудовых колле4ктивов, групп и отдельных отличившихся работников за высокие показатели в работе.
Психологические методы- это такие методы, которые направлены на регулирование отношений между людьми на путях создания благоприятного психологического климата к трудовом коллективе. К таким методам относятся:
ü комплектование групп и трудовых коллективов на основе социальных исследований, позволяющих определять рациональные количественные и качественные соотношения между работниками;
ü гуманизация труда, основанная на использовании психологического воздействия цвета, музыки, доведения до минимума монотонности труда, увеличение в нем творческого начала и т.д.;
ü психологическая мотивация, обеспечиваемая путем формирования рациональных мотивов к труду и создание благоприятных условий, способствующих заинтересованности у человека в активизации трудовой деятельности;
ü профессиональный отбор и обучение кадров, направленный на отбор в трудовые коллективы и их группы людей, способных профессионально выполнять производственные задания, обладающих особыми психологическими качествами и в экстремальных условиях сохраняющих устойчивое психологическое состояние.
Разумеется, все эти принципы и методы должны учитываться при формировании любой системы управления и любой организационной структуры управления.
За основу формирования любой организационной структуры управления любым промышленным предприятием прежде всего принимаются функции управления.
Все функции управления любым предприятием подразделяются на общие и специфические. Общие функции в свой состав включают прогнозирование, планирование, учет, контроль и регулирование. Специфические функции- это такие функции, которые призваны решать те или иные конкретные задачи управления. Любая организационная структура в конечном итоге призвана реализовывать весь комплекс специфических функций управления.
Следует отметить, что процессы, связанные с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к формированию рыночной структуры народного хозяйства, требуют адекватных экономических решений по реорганизации управленческих структур промышленных предприятий. Если ранее структура управления ориентировалась на выполнение установленных плановых заданий и ее элементы должны были соответствовать достижению именно этой цели, а вопросы сбыта, изучения состояния рынка производимой продукции, ее качества стояли на втором плане, то в новых условиях именно эти проблемы приобретают первостепенное значение, и уже от их решения зависят планирование производства того или иного товара, прекращение или расширение его выпуска.
Принципиально новым обстоятельством в деятельности предприятий стало изменение формы собственности в результате приватизации государственных предприятий. Новые требования, предъявляемые к конструированию структур управления, создают новые цели и приоритеты.
Целью деятельности организационно-управленческих структур предприятия становится теперь создание условий для извлечения максимально возможной прибыли при обеспечении долговременной стабильной его работы.
Важнейшим элементом деятельности управленческой структуры приватизированного предприятия является жесткая подконтрольность ее собственникам- акционерам. Снижение прибыльности или финансовый устойчивости предприятий может при таких условиях стать основанием для быстрой реорганизации управленческой структуры как в качественном, так и в персональном отношении. Бывшие государственные предприятия, реорганизованные в процессе приватизации в акционерные общества, получили в наследство старую систему управления. Новыми управленческими органами в соответствии с новым Уставом акционерного общества, применением которого является обязательным условием утверждения плана приватизации, стало собрание акционеров и Совет директоров.
Общее собрание акционеров фактически призвано лишь утверждать наиболее важные предложения Совета директоров и отчетность акционерного общества и в силу редкого его созыва реальной управленческой функции не несет.
Учитывая же, что состав Совета директоров, регламентированный Уставом, предопределяет фактически его контрольную функцию за деятельностью генерального директора, а вовсе не решение реальных управленческих задач, приходится констатировать, что к новым условиям хозяйствования предприятия переходят со старой управленческой структурой. Это, естественно, усложняет процесс адаптации предприятия к новым условиям жизнедеятельности, так как часто имеющийся управленческий персонал не готов к изменению своих функциональных обязанностей ни профессионально, ни психологически. И, естественно, он оказывает противодействие ( активное или пассивное) новым веяниям, затрагивающим судьбы тех или иных персоналий и требующим новых усилий от управленцев.
В процессе адаптации к условиям рыночной экономики трудовым коллективам приходится осваивать новый тип экономического поведения, приспосабливать все стороны своей производственной деятельности к быстро меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей, соревнуясь при этом со своими конкурентами.
При разработке систем управления недостаточно ограничиваться лишь анализом структуры производственного процесса и производственной структуры объекта управления. Необходимы так же глубокий и всесторонний анализ и изучение сложившейся на момент разработки системы аппарата управления предприятием. Необходимость такого анализа и изучения определяется тем, что при создании любой системы необходимо четко знать управленческие функции, которые должны быть предметом автоматизации. А такие функции могут быть выявлены лишь на основе тщательного анализа организационной структуры аппарата управления, изучения функций, выполняемых каждым структурным подразделением, и определением состава задач, решаемых им.
Анализ организационной структуры аппарата управления необходим так же и потому, что на его основе разрабатывают затем новую организационную структуру управления производством в условиях ныне проектируемых и функционирующих АСУП. Необходимость формирования новых организационных структур аппарата управления определяется тем, что АСУП представляет собой человеко-машинные системы и при использовании их необходимо точно определить место и роль человека в них [3].