Как видно из приведенных данных, мужчины составляют 25% опрошенных, 75% — женщины. Средний возраст участников опроса — 31,5 лет.
Описание проведения экспериментального исследования с использованием разных методик приведено далее.
Методика 1. «Оценка практики управления» (для руководителей)
Данная методика позволяет оценить, на удовлетворение каких потребностей работников в основном ориентирована практика управления на организации. Потребности приведены в соответствии с выше упомянутой иерархией потребностей по А. Маслоу.
При применении на практике теории мотивации А. Маслоу, следует отметить то колоссальное влияние, которое она оказала на программы работы с персоналом, действующие в огромном числе компаний по всему миру.
Результаты экспериментального исследования стиля руководства по методике 1 приведены в таблице 17.
Проанализировав полученные результаты анкетирования руководства ООО «ЯмалТур» с помощью методики 1, можно оценить, какой удельный вес в процессе руководства подчиненными каждый руководитель приписываете каждой из потребностей в иерархии Маслоу.
Таблица 17
Итоги анкетирования руководящих работников ООО «ЯмалТур»
№ респондента |
Уровень потребности | ||||
Потребность в самоактуализации |
Потребность в уважении |
Потребность в принадлежности |
Потребность в безопасности |
Базовые потребности | |
1. |
низкий |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
2. |
средний |
высокий |
низкий |
высокий |
высокий |
3. |
низкий |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
4. |
низкий |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
5. |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
Так, результаты тестирования по методике «Оценка практики управления» показали, что практически 100% руководителей признают, что удовлетворение базовых потребностей и потребностей в безопасности является непременным условием успешной работы сотрудников. Сложнее дело обстоит с психологическими потребностями. Здесь далеко не все руководители считают нужным заботиться об удовлетворении потребности своих подчиненных в чувстве принадлежности к коллективу, в корпоративном духе. А уж потребность в самоактуализации и вовсе не принимается в расчет.
Таким образом, в целом можно сказать, что руководители ООО «ЯмалТур» слишком большой упор делают на две категории потребностей — базовые потребности и безопасность, недооценивая остальные, в частности, практически игнорируя потребность работников в самовыражении.
Желательно, чтобы по итогам этого теста они смогли внести необходимые коррективы в свою работу, чтобы сделать свою модель руководства более эффективной.
Методика 2. «Выявление мотивации к успеху или стремления избежать неудачи».
Исследователи, изучающие потребность в достижениях, выделили две составляющие, определяющие уровень развития у человека этой потребности: мотивация к успеху и стремление избежать неудачи. При этом возможно как преобладание одной из составляющих, так и их относительное равновесие.
Результаты тестирования по методике 2 приведены в таблице 18.
Таблица 18
Результаты обследования по методике «Выявление мотивации к успеху или стремления избежать неудачи» работников ООО «ЯмалТур»
№ респондента |
Возраст |
Должность |
Количество баллов |
Результат |
6. |
30 |
юрисконсульт |
6 |
боязнь неудачи |
7. |
29 |
менеджер по орг. и кадровой работе |
11 |
одинаково |
8. |
22 |
менеджер отдела внутреннего и въездного туризма |
15 |
мотивация на успех |
9. |
22 |
менеджер отдела внутреннего и въездного туризма |
20 |
мотивация на успех |
10. |
32 |
менеджер отдела внутреннего и въездного туризма |
16 |
мотивация на успех |
11. |
25 |
менеджер отдела внутреннего и въездного туризма |
18 |
мотивация на успех |
12. |
28 |
менеджер отдела социальных проектов |
4 |
боязнь неудачи |
13. |
27 |
менеджер отдела социальных проектов |
15 |
мотивация на успех |
14. |
31 |
менеджер отдела социальных проектов |
13 |
одинаково |
15. |
34 |
менеджер ГЛК |
17 |
мотивация на успех |
16. |
29 |
менеджер ГЛК |
12 |
одинаково |
17. |
29 |
менеджер ГЛК |
19 |
мотивация на успех |
18. |
26 |
менеджер ГЛК |
9 |
мотивация на успех |
19. |
30 |
менеджер пункта проката |
5 |
боязнь неудачи |
20. |
26 |
менеджер пункта проката |
14 |
одинаково |
Средний балл |
12,9 |