Введение
В результате рыночных преобразований внешнеэкономические деятельность (ВЭД) превратилась в один из основных факторов, определяющих состояние экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В свою очередь участие субъектов в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными государствами и их субъектами становится важнейшим фактором расширения международных и внешнеэкономических связей России, что в полной мере соответствует общемировым тенденциям, поскольку протекающие процессы приводят к тому, что субнациональные территории становятся все более активными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Регионы, осуществляя внешнеэкономические связи, обладают специфическими интересами и возможностями их реализации, что закономерно порождает ряд трудностей. Необходимостью создания таких форм организации внешнеэкономической деятельности региона, при которых наиболее рационально могут быть использованы его права и полномочия в этой сфере; потенциал (ресурсный, кадровый, внешнеэкономический и т.д.) при условии эффективности работы всех участников внешнеэкономической деятельности региона (органов управления, хозяйствующих субъектов, содействующих организаций), а также соблюдении федерального законодательства и линии внешнеэкономической политики страны обусловлена актуальность исследования.
Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэкономической деятельности выступает развитие экспортного потенциала. Система поддержки экспорта и содействия национальным экспортёрам в России находится в стадии становления. В связи с этим вопросы реализации экспортных возможностей Сахалинской области представляют значительный интерес.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последние годы приобрел значение одного из ключевых регионов в системе международных, внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Российской Федерации. Дальний Восток имеют особое стратегическое значение «восточных ворот» для её включения в динамично развивающийся рынок стран АТР. При этом международное сотрудничество в двусторонних отношениях играет все более заметную роль.
Все это обусловило повышение интереса к проблематике именно регионального аспекта международной, внешнеэкономической деятельности, наблюдаемое особенно отчетливо в последнее десятилетие.
Причиной для выбора темы послужило то, что международная, внешнеэкономическая деятельность является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационных задач. Как будущему государственному служащему, международная и внешнеэкономическая деятельность интересна с точки зрения управления этим процессом, как на региональном уровне, так и на государственном уровне, по статистике многие выпускники специальности «Государственное и муниципальное управление» становятся государственными служащими. А залог эффективного управления какой-либо сферой – компетентность и осведомленность в данной области.
Объектом исследования является система международной, внешнеэкономической деятельности Сахалинской области.
Предметом исследования работы выступает совокупность организационно- экономических основ, управленческих процессов внешней экономики, составляющих основу внешнеэкономического комплекса региона в условиях укрепления его экспортного потенциала и активного включения региона, как субъекта Федерации, в мировую хозяйственную систему.
Цель исследования – разработка механизмов обновления организационно-экономических основ внешнеэкономической деятельности региона и реализации его экспортного потенциала. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
анализ и оценка результатов реформы внешнеэкономических связей в Российской Федерации;
рассмотрение инвестиционного потенциала Сахалинской области;
современное состояние и эффективность внешнеэкономических связей;
перспективы развития внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества;
- изучение организационной структуры и функций управления ВЭД Сахалинской области, функциональных связей управления с другими органами исполнительной власти области;
Практическая значимость данной темы определяется тем, что она показывает необходимость совершенствования системы внешнеэкономической деятельности, нормативно-правовой базы.
Кроме того, показана необходимость взаимодействия государства и регионов в целях решения проблем, стоящих перед отраслями входящих в структуру внешней экономики.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Объективной особенностью современного этапа развития мирового хозяйства является активное включение всех стран в международные экономические процессы. Центральным звеном международных, внешнеэкономических процессов является международная торговля, существующая в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Как наиболее важная и наиболее развитая сфера международных, внешнеэкономических отношений международная торговля является средством развития национальной экономики.
Для обоснования причин развития и повышения роли международной торговли существуют теории, раскрывающие принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке.
Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVIII вв. [1]. Согласно этой теории большинство стран зависит от количества золота и серебра, которым они располагают. Государство обязательно должно: вывозить товаров, больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия.
К главному достоинству меркантилизма относят разработанную им политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов.
Недостатком этой теории является представление меркантилистов о том, что выигрыш от торговли одних участников (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров).
В противоположность меркантилистам А. Смит, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип «laissez-faire» («лэссэ-фэр») – политика невмешательства государства в экономику, выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке. Согласно теории абсолютных преимуществ А. Смита, стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В теории абсолютных преимуществ было четко сформулировано, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от способности производить конечные товары и услуги.