В рамках этих проектов работают около 400 крупных российских подрядных и субподрядных организаций, в которых занято свыше 25 тысяч человек. Всего по проекту "Сахалин-1" заключено контрактов на общую сумму 5,0 млрд.долл. США, из них с российскими подрядчиками 3,2 млрд. долл. США (65%), по проекту "Сахалин-2" - 13,6 млрд. долл. США, из них с российскими подрядчиками - 5,7 млрд.долл. США (44%) (таблица 3.5). С предприятиями и организациями Сахалинской области, являющимися подрядчиками, субподрядчиками различного уровня, поставщиками товаров и услуг, с начала реализации проектов было заключено более 1000 контрактов на общую сумму свыше 2,3 млрд. долларов США.
Таблица 3.5 - Динамика российского участия по шельфовым проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" за период 1996-2005гг., в %
Проект | Года | |||||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1-3 кв. 2005 | |
"Сахалин-1" |
76,2 |
54,8 |
55,7 |
51,3 |
63,3 |
44,8 |
59,5 |
79,8 |
49,8 |
65,0 |
"Сахалин-2" |
69,4 |
42,1 |
57,5 |
54,1 |
37,3 |
37,4 |
39,0 |
41,2 |
30,8 |
44,0 |
Если просмотреть численность работающих по проектам "Сахалин-1,2", то можно увидеть, что доля российского участия по проекту "Сахалин-1" составляет 79%, по проекту "Сахалин-2"-64,5 %, всего по проектам - 68 %, из них 11 038 чел. – жители Сахалинской области (приложение 3).
Начиная с 1992 года и до настоящего времени компаниями-операторами проектов перечислено на бюджетные и внебюджетные счета Сахалинской области более 332 млн. долларов США (поступления от бонусов и взносы в Фонд Развития Сахалинской области), эти средства направлялись на решение самых острых социальных проблем в городах и районах области, развитие инфраструктуры, социально-экономическое развитие области, ликвидацию последствий стихийных бедствий, кроме того, более 250 млн. долларов США направленные на модернизацию транспортной инфраструктуры области.
Третья часть из 332 млн. долларов США направлялась на мероприятия социального характера, треть - на финансирование приоритетных мероприятий и треть - на развитие, реконструкцию, техническое перевооружение отраслей производственного назначения.
На первоочередные мероприятия по улучшению энергоснабжения в области за период 1998-2002 годы было направлено 45 млн. долларов США. Решалась многолетняя проблема с электроснабжением населения. Введена в эксплуатацию первая очередь Ногликской газотурбинной станции мощностью 48 МВтч. На улучшение водоснабжения в Сахалинской области было выделено 10 млн. долларов США. На улучшение теплоснабжения было выделено 12,3 млн. долларов США. Из этих средств осуществлялась реконструкция котельных и теплотрасс в районах области. На финансирование областных целевых программ - 5,1 млн. долларов США. На здравоохранение - 24,3 млн. долларов США.
Учреждения здравоохранения чувствуют реальную отдачу от разработок шельфа - в течение последних трех лет им ежегодно выделяется сверх утвержденного бюджета по 3 млн. долларов США. Они идут на приобретение медикаментов и оборудования.
На социальную защиту населения - 2,0 млн. долларов США. Произведен капитальный ремонт детского дома, столовой к дому-интернату для престарелых и инвалидов в г.Южно-Сахалинске и др. На образование, культуру и спорт - 9,2 млн. долларов США. На развитие транспорта, связи, ремонт дорог и мостов - 12,2 млн. долларов США.
Закуплена сельскохозяйственная техника для заготовки и хранения зеленых кормов из трав в пленочной упаковке "Сено в упаковке", приобретена снегоуборочная техника, направленная в муниципальные образования.
Также за счет этих средств осуществлялась поддержка местных товаропроизводителей в пищевой промышленности, деревообрабатывающем производстве, сельскохозяйственных производителей, инвестиционная поддержка предприятий угольной промышленности, энергетики и транспорта.
Одновременно решаются и вопросы строительства медицинских и социальных объектов: построено здание для линейного ускорителя и приобретен сам ускоритель для областного онкологического диспансера, построены больница на 80 мест в г. Корсакове, пристройка к терапевтическому корпусу областной больницы на 90 мест, детская поликлиника в г. Южно-Сахалинск на 300 посещений в смену, возведена школа в г. Углегорск и пр.
Кроме того, в рамках самих проектов на средства инвесторов осуществляется реконструкция дорог, мостов и водопропускных сооружений но трассе автодороги Южно-Сахалинск - Оха, модернизирован аэропорт в Ногликах, осуществляется модернизация морских портов.
Отсюда следует, что положительный эффект от реализации шельфовых проектов «Сахалин-1,2» уже ощутим как на экономике Сахалинской области, так и Дальнего Востока в целом.
Идет усовершенствование инфраструктуры Сахалинской области (включая энергетическую и транспортную отрасль, а также социальную сферу) за счет перечисляемых бонусов и взносов в Фонд Развития. Создается инфраструктура нефтегазовой отрасли, которую можно будет использовать в дальнейшем для реализации других сахалинских шельфовых проектов (береговой технологический комплекс на севере острова может использоваться для подготовки нефти и газа, которые будут поступать с других проектов).
За счет реализации этих крупных инвестиционных проектов осуществляется привлечение к подрядным работам предприятия и организации Дальнего Востока. На сегодняшний день общая сумма контрактов, заключенных с российскими предприятиями и СП, составляет уже 8,9 млрд. долл. США. В частности, с предприятиями и организациями Хабаровского края по состоянию на конец 2005г. в рамках проекта «Сахалин-1» были заключены контракты с общей стоимостью 78 млн. долл. США, проекта «Сахалин-2» - 142,1 млн. долл. США. Основные из них - Амурский судостроительный завод, ГП "Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие" ("Дальаэрогеодезия"), Авиакомпания "Восток", Хабаровский восточный региональный автоцентр КАМАЗ и ЗАО "Дальгипротранс", которые предоставляли товары и осуществляли следующие услуги: инженерно-геологические/геофизические изыскания в акваториях верфей Восток и Сов. Гавань, содействие в приемке платформы "Орлан", проведение аэрофотосъемки, фотограмметрический контрольной съемки и автоматизированное картирование трасс сухопутного трубопровода, расположения береговых объектов и постоянных подъездных дорог, предоставление самолетов для программы исследования серых китов, приобретение автокрана для ЛАРН на Чайво, закупка специализированного автобуса на шасси КАМАЗ, предоставление услуг по разработке проекта обустройства и подготовке рабочей документации по железнодорожным веткам, стрелкам и сигналам.