Внутренние стремление к успешному решению сложных задач, упорство в их решении, активный поиск новых ресурсов, как внешних, так и внутренних.
· Потребность в достижении
· Нацеленность на результат
· Поиск ресурсов
Рисунок 10. Потребность в достижении
Рисунок 11. Нацеленность на результат
Рисунок 12. Поиск ресурсов
Таблица 7
Ориентация на клиента
Количество |
Оценка |
Рейтинг, % | ||
ориентация на клиента |
По самооценке По оценкам других По оценкам подчиненных По оценкам клиентов |
1 13 8 1 |
2,7 3,9 4 4,2 |
2,2 80 86 98 |
Способность взглянуть на проблему глазами клиента, поиск оптимального для него решения, поддержание долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами.
· Понимание потребностей клиента
· Оптимальное решение
· Построение долгосрочных отношений
Рисунок 13. Понимание потребностей клиента
Рисунок 14. Оптимальное решение
Рисунок 15. Построение долгосрочных отношений
Или «розовые и черные очки» — в этом разделе мы обращаем ваше внимание на те компетенции и индикаторы, по которым ваша самооценка заметно отличается от оценки других людей. Это может быть связано как с излишней самокритичностью или, напротив, самообманом, так и (что бывает намного реже) недостаточной информированностью коллег о вашем вкладе в общее дело. В любом случае, это важная информация для размышления, ведь, резкие отклонения самооценки от оценки окружающих, чем бы они ни были вызваны, могут мешать вашей карьере.
Для каждой компетенции и индикатора мы привели средние баллы по 5-балльной шкале и рейтинг-баллы по оценкам других людей в сравнении с этими же показателями по вашей самооценке.
Здесь мы приводим те компетенции и идикаторы, по которым ваши коллеги оценили вас лучше, чем вы сами:
Таблица 8
Сильные и слабые стороны испытуемого
Самооценка |
Оценка других людей | |||
Поиск ресурсов |
3,7 |
36% |
4,3 |
83% |
Ориентация на клиента |
2,7 |
2,2% |
3,9 |
80% |
Понимание потребностей клиента |
3 |
5,29% |
3,9 |
55% |
Оптимальное решение |
3,3 |
13% |
4,2 |
92% |
Построение долгосрочных отношений |
1,7 |
0,4% |
3,7 |
73% |
Заключение
Таким образом, метод «360 градусов обратной связи» (360 Degree Feedback, 360 Degree Assessment) — система оценки работников, предполагающая сбор информации об их деятельности из ряда источников. Графически такая система выражается в форме круга, который олицетворяет тестируемого, а вокруг этого круга располагаются источники информации.
Традиционно, такими источниками являются:
· начальники тестируемого;
· коллеги тестируемого;
· подчиненные тестируемого;
· сам тестируемый;
· поставщики компании;
· клиенты компании.
Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку "360 градусов" достаточно надежным инструментом. В качестве эксперта может быть привлечен и сам претендент на должность: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития.
Метод "360 градусов" может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития.
При формировании кадрового резерва компании нужно иметь в виду, что не все требуемые на новой позиции качества можно применить на текущем месте работы, поэтому на основе "360 градусов" не всегда удается точно определить, как человек поведет себя в новой должности. В такой ситуации следует использовать профессиональные тесты, профильные бизнес-кейсы, assessment-центры, то есть создать аналог будущей профессиональной ситуации и оценить поведение человека в ней.
Метод перекрестной оценки "360 градусов", при грамотном подходе, обладает большими возможностями и может помочь в решении широкого круга задач. Метод может быть полезен и при определении круга деловых контактов сотрудников, и для формирования команды исполнителей, и при распределении бонусов или премий. Но, безусловно, метод не является панацеей. У него есть и серьезные ограничения.
Люди, оценивающе друг друга по методу "360 градусов" должны хорошо знать друг друга, иметь некоторую историю взаимодействия в рабочих ситуациях, совместного решения проблем. Оценивать таким способом в большинстве случаев можно только уже влившихся в коллектив сотрудников, про которых их коллегам есть что сказать. Метод совсем не подходит для решения задачи отбора персонала, для оценки новичков, не поможет он оценить и тонкие нюансы профессиональных знаний сотрудников, - для таких задач есть другие методы.