ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода отечественной экономики к рыночным отношениям, ее интеграции в мировую экономическую систему проблемы теории организации и управления, изучение общих закономерностей формирования и функционирования организационных структур, приобретают особую актуальность.
На этапе становления в Республике Беларусь новых рыночных отношений для руководителей отечественных предприятий остро встает вопрос умения использовать не только экономические, коммерческие знания, но и знания в области методологии менеджмента, творчески применять его основы в зависимости от конкретной ситуации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что грамотно разработанная концепция системы управления на предприятии способствует повышению конкурентоспособности выпускаемых изделий, удовлетворению потребностей группы потребителей и общества в целом. Это сказывается на росте белорусской экономики, ее эффективной интеграции в систему мирохозяйственных связей.
Объектом изучения является республиканское унитарное производственное предприятие «Витязь».
Основной целью деятельности любого предприятия является максимизация прибыли, которая может быть достигнута путем наращивания объемов производства с использованием высокотехнологических наукоемких технологий, освоение новых сегментов рынка сбыта производимой продукции, постоянном освоении новых высококачественных изделий, создание и поддержание престижа предприятия.
Целью данной работы является изучение имеющейся организационной структуры предприятия, анализ ее влияние на результаты деятельности предприятия, и внедрение новой организационной структуры управления, способной противостоять влиянию сильных и слабых факторов внешней и внутренней среды.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- проанализирована производственно-хозяйственная деятельность предприятия;
- определены основные цели и направления деятельности предприятия;
- проанализированы факторы внешней и внутренней среды;
-намечены основные концепции дальнейшего развития.
В настоящей курсовой работе рассматривается комплекс вопросов, связанных с управлением производственного предприятия, его недостатки и способы их решения.
В первой главе раскрывается объект управления, деятельность РУПП «Витязь», история его создания и развития, масштабы деятельности и организационно-правовая форма, определены основные показатели социально-экономического развития на 2006 год. Рассмотрена организационная структура управления и ее состав, проведен SWOT – анализ предприятия.
Во второй главе рассматриваются миссия, главные цели, концепция перспективного развития предприятия. Сформированы предложения по совершенствованию структур предприятия, их состава и определены порядок взаимодействия между ними. Предложена новая организационная структура управления.
В третьей главе курсовой работы рассчитана экономическая эффективность предложенной концепции системы управления.
Основной целью данной работы является разработка концепции системы управления и обоснование ее эффективности для развития телевизионного завода РУПП «Витязь».
В последние годы в реальном секторе белорусской экономики отмечается существенное снижение эффективности работы предприятий.
В условиях развития рыночных отношений, постоянной нехватки финансовых ресурсов для осуществления не только расширенного, но и простого воспроизводства все более остро встает вопрос не только всестороннего анализа ресурсов предприятия, как на протяжении всего производственного цикла, так и на этапе реализации продукции, но и создание сложных социотехнических систем и организационных структур управления.
Экономическая эффективность, надежность предприятий зависит не только от органа управления, организационно-правовой формы, но и от выбора структуры внутреннего управления организации (организационной структуры), от выбора ее вида.
Порядок и согласованность в организации наступают тогда, когда элементы и процессы находятся в отношениях, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие.
Главной проблемой руководителя любой организации является овладение искусством измерения и управления согласованностью элементов организационной системы. Это значит, что все решения и действия, касающиеся финансов, производства, административного порядка, кадров, стимулирования, целеполагания и т.п. должны быть взаимообусловлены и увязаны с представлениями о целевых результатах. Понятно, что идеальной согласованности добиться невозможно хотя бы потому, что согласовывать надо, во-первых, качественные и количественные параметры, во-вторых, критерий согласованности отражает знания, накопленные в прошлом, и,
в-третьих, согласованность – это некоторая устойчивость, а условия функционирования постоянно меняются.
Любой организации для осуществления поставленных целей необходима хорошо продуманная внутренняя организационная структура, при помощи которой в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами осуществляется ее успешная деятельность.
В Витебской области одним из крупнейших промышленных предприятий является телевизионный завод РУПП «Витязь», на котором работают свыше четырех тысяч человек.
На примере РУПП «Витязь» рассмотрим основные цели и функции, задачи предприятия и проанализируем существующую организационную структуру. Влияние внешней и внутренней среды на достижение поставленных целей, а также предложим вариант реструктуризации предприятия, который позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет увеличения объемов производства и внедрению мероприятий по снижению затрат на производство, проведению технического переоснащения предприятия, обеспечивающее использование нового современного оборудования и технологий, которое позволит повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Республиканское унитарное производственное предприятие «ВИТЯЗЬ» является крупным многопрофильным предприятием и специализируется по разработке и изготовлению:
- цветных телевизоров;
- систем спутникового телевидения;
- медицинской техники (анализаторов иммуноферментных фотоэлектрических, стерилизаторов);
- мебели;
- спецтехнологического оборудования и оснастки.
РУПП «Витязь» является изготовителем товаров народного потребления длительного пользования. Основной продукцией предприятия являются телевизионные приемники цветного изображения. Продукция предприятия ориентирована на семьи со средним, ниже среднего и выше среднего уровнем дохода.
Продукция «Витязь» создается с применением новейших разработок и технологий, комплектуется элементной базой ведущих мировых производителей в области электронной техники PHILIPS, SAMSUNG, SIEMENS, THOMSON. Производство телевизоров сертифицировано по Международной системе качества ISO 9001.
Основными рынками сбыта продукции являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации. Наиболее значительным внешним рынком продукции РУПП «Витязь» является рынок РФ.