Уровень и динамика основных составляющих конъектуры товарного рынка телевизоров РФ представлены в следующей таблице 1.1.
Таблица 1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Год, тыс. штук |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006* |
Выпуск предприятий РФ |
281 |
1185 |
1004 |
1500 |
2000 |
Экспорт из РБ |
313,9 |
400 |
538,1 |
410 |
550 |
Импорт в РФ |
2500 |
2600 |
2950 |
2100 |
1200 |
Емкость рынка РФ |
3300 |
3500 |
4000 |
4200 |
5000 |
* - прогноз.
Приведенные в таблице 1.1. данные отражены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Видна разница между емкостью рынка РФ и совокупным официальным предложением телевизоров на рынке. Данный объем спроса удовлетворяет неофициальный импорт.
Последняя строка таблицы характеризует величину предложения на товарном рынке телевизоров РФ. Принимая величину товарных запасов в торговле 5-7% от величины удовлетворенного спроса (по-аналогии с рынком РБ), тенденции изменения величины предложении правомерно переносить на изменение величины удовлетворенного спроса. В 2002 году величина предложения возросла на 21,7% к уровню 2001 года, что, по всей видимости, связано с ростом спроса. Рост предложения в 2002 году происходил за счет роста импорта, как из РБ, так и из третьих стран. При этом величина экспорта из РБ и собственного производства российскими предприятиями составляла 10,0% и 10,1% от общей величины предложения, соответственно, т.е. были незначительными. Принимая во внимание увеличение производства телевизоров в РФ в 2003 году до 1 185 тыс. шт. (в 4,2 раза к 2002 году), а так же увеличение экспорта телевизоров из РБ в страны СНГ, можно предположить, что спрос на продукцию отечественного производства существенно возрос и увеличение спроса в РФ будет происходить за счет данной продукции.
На протяжении последних двух лет в сфере производства телевизоров в России наблюдается активный рост, здесь появляются новые игроки. В большинстве это производства отверточной сборки. Лидируют же на рынке производства полного цикла, то есть компании, которые самостоятельно разрабатывают схемотехнику и программное обеспечение, т.е. не просто осуществляется «отверточная» сборка, а выпускаются модели собственной разработки. Производство по полному циклу дает возможность использовать данный факт в рекламных сообщениях, поэтому бренды с отверточной сборкой не очень популярны в России и удерживают свои позиции только благодаря тому, что на них постоянно снижают цены.
Динамика развития российского рынка телевизионной продукции представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Динамика развития рынка по оценке Rolsen Electronics.
Доля, 2004 |
Доля, 2005 | |
Импорт |
46,81% |
59% |
LG (Rolsen made) |
12% |
9% |
Rolsen |
11,20% |
3,90% |
Рубин |
11% |
8,90% |
Polar |
4% |
1,95% |
Горизонт |
3,20% |
5,30% |
ERS |
3,20% |
3% |
Другие |
3,20% |
1,70% |
Сокол |
2,50% |
2,84% |
Витязь |
2,25% |
3,20% |
AVEST |
0,64% |
1,40% |
Как видно из таблицы 1.2.первое место по объему продаж среди российских компаний принадлежит марке «LG (Rolsen made)», доля которой в 2004 году составила 12%. «Rolsen» занимает 11,2%, у марки «Рубин» – 11% рынка российских телевизоров, за тремя лидерами следуют марки «Polar» и «Горизонт» с долями 4% и 3,2% соответственно. Объем продаж телевизоров «Витязь» в 2004 году составил 2,25%, что на 30% меньше, чем в 2005 году. Это связано с тем, что использование большинством российских производителей метода отверточной сборки телевизоров из комплектующих китайских и турецких производителей позволило резко снизить цену на готовый телевизор.
Уровень и динамика составляющих конъюнктуры товарного рынка телевизоров РБ представлена в таблице 1.3. и на рисунке 1.2.
Таблица 1.3. Уровень и динамика экспорта и составляющих конъюнктуры товарного рынка телевизоров РБ.
Показатель, тыс. шт. |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Производство |
515,8 |
535,1 |
727,3 |
700,0 |
Экспорт |
313,9 |
401,9 |
538,1 |
402 |
Удовлетворенный спрос |
183,0 |
133,2 |
189,2 |
191,1 |