Основные законы регламентируют взимание платежей, как с юридических, так и с физических лиц. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акцизы.
В настоящее время все предприятия уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог на прибыль.
Согласно инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 « О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» налог на прибыль составлял в 2000 году - 30% , в 2001 году – 35%.
Из них в бюджет Российской Федерации зачисляется 13%, в бюджеты субъектов РФ 22%. Облагаемая налогом прибыль определяется исходя из валовой прибыли представляющей сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных мероприятий, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Одним из основных инструментов, позволяющих определить размер налоговой базы, является себестоимость продукции.
В связи с принятием Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах», и с принятием главы 25 НК РФ, налог на прибыль с 01.01.2002 года составляет -24%.
Предприятие от прибыли уплачивает 7.5% в федеральный бюджет, 14.5% в региональный бюджет, 2% местный бюджет.
Прибылью в соответствии с Главой 25 НК РФ, ст.247 НК РФ признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом доходы подразделяются на две большие групп: доходы от реализации и внереализационные доходы.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Они подразделяются на расходы, связанные с реализацией и внереализационные расходы.
Предприятия отдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов и др.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплаты налога регламентируется специальными нормативными актами.
Рассмотрим влияние налоговой политики на прибыль.
Таблица 1.1
Виды налогов в 2000 – 2001 годов в процентах.
Виды налогов |
2000 |
2001 |
1. Плата от прибыли в бюджет |
30 |
35 |
2. Платежи в пенсионный фонд в % к ФОТ |
28 |
28 |
3. Платежи органам соцстраха в % к ФОТ |
5,4 |
3,4 |
4. Плата в фонд медицинского страхования в % к ФОТ |
3,6 |
3,6 |
5. Плата в фонд занятости в % к ФОТ |
1,5 |
- |
6. Плата на содержание милиции % ( от численности работающих) |
3 |
3 |
7. Плата в дорожный фонд в % от выручке |
2.6 |
1 |
8. Налог на имущество в % к среднегодовой стоимости имущества |
2 |
2 |
10. Налог на ЖКХ в % |
1.5 |
- |
Как видно из таблицы 1.1 отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам социального страхования, медицинского страхования, пенсионного фонда, фонда занятости от фонда затрат на оплату труда работников, налог на пользователей автодорог, включаемых в себестоимость продукции. Эти платежи влияют на повышение цены готовой продукции. От прибыли производятся отчисления в бюджет, налог на содержание милиции, налог на имущество (ЖКХ) и налог на прибыль. Оставшаяся после платежей прибыль остается в распоряжении предприятия. Как видно из таблицы 1.1 базовая ставка налога на прибыль повысилась в 2000 г.- 30%, а в 2001 -35%, платежи в соцстрах понизились в 2000г.-5.4%, а в 2001 г. -3.4%, плата в фонд занятости в 2000г. составляла 1.5%, а в 2001г. – была отменена, плата в дорожный фонд составляла в 2000г.-2.6%, а в 2001г.-1%. Эти изменения влияют на снижение себестоимости продукции, тем самым увеличивается налогооблагаемая прибыль. Налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства составлял 1% в 2000г., а в 2001г.- был отменен, что также повлияло на увеличение налогооблагаемой прибыли.
Результат анализа основных сегодняшних законодательных актов в области налогообложения юридических и физических лиц подводят к выводу о необходимости срочной либерализации существующей налоговой системы и изменения приоритетов в налоговой политике.
В целом можно отметить, что налоговое регулирование в Российской Федерации находится на стадии становления. В 2002 году произошли изменения в законодательстве налогообложения, была изменена ставка налога на прибыль - 24%.
Только комплексное использование налогов позволит оказать правильное воздействие на хозяйственные процессы и от того, насколько быстро и активно оно окажется в процессе формирования Федеральных и региональных отношений будет зависеть стабилизация экономики и ее экономический рост
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показателей финансового положения. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг.