Фактор 1. – Прибыльность продукции. Показывает, сколько прибыли приходится на1 рубль реализованной продукции.
Рост рентабельности продукции, является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижение затрат на производство при постоянных ценах. В отчетном году спрос на продукцию предприятия не снизился.
Фактор 2. – Фондоемкость продукции. Снижение фондоемкости, свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений, ведет к относительному сокращению потребности предприятия в средствах труда. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Рост фондоотдачи является важнейшим фактором улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Фактор 3. – Оборачиваемость оборотных активов. Показывает сколько совершается оборотов за отчетный период. Ускорение оборачиваемости оборотных средств (активов) уменьшает потребность в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия, либо для дополнительного выпуска продукции. В результате ускорения оборота требуется меньше запасов сырья, материалов, топлива, высвобождаются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы.
Анализ рентабельности проведем на примере табличных данных.
Сначала найдем значение рентабельности для базисного и отчетного годов:
Для базисного:
R0=
Для отчетного года:
R1=
Таким образом, прирост рентабельности за отчетный период составляет:
ΔR=0.92 – 0.66 = 0.26 = 26%
Рассмотрим, какое влияние на это изменение оказали различные факторы.
1. Рассмотрим влияние изменения фактора прибыльности продукции.
Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных:
Rλp =
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
Д Rλp = 0.71 – 0.66 = 0.05 = 5%
2. Рассмотрим влияния изменения фондоемкости.
Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:
RλF =
Δ RλF =0.80 - 0.71 = 0.09 = 9%
3. Рассмотрим влияние оборачиваемости оборотных активов.
Рассчитаем рентабельность для отчетного периода. ЕЕ можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельность продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов (расчет R1 = 0.92).
Δ RλE = R1- RλF = 0.92 - 0.80 =0.12 = 12%
Итак, ΔR = R1-R0 = Δ Rλp + Δ RλF + Δ RλE = 0.05 + 0.09 + 0.12 =0.26 = 26%
Вывод: Из данных табл.2.11 видно, что прибыльность продукции увеличилась на 0.0066, т.е. увеличилась прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализации продукции.
Фондоемкость снизилась по сравнению с прошлым годом на 0.017. Это свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и ведет к экономии капитальных вложений.
Оборачиваемость оборотных активов снизилась по сравнению с прошлым годом на 0.015 раз. Замедление оборачиваемости оборотных активов способствует повышению потребности в увеличении запасов сырья, материалов, и замедляет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.
Таким образом, прирост рентабельности за отчетный период составляет 26.%. Влияние на это изменение оказали факторы:
прибыльность продукции на 5%, фондоемкость на 9%, и оборачиваемость оборотных активов на 12%.
Проведенный анализ показывает, что ООО « Трэк» проводит большую работу по повышению эффективности производства, выполнения работ. В результате этого на предприятии за 2001 год получены следующие результаты:
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 11 375 тыс. руб.
2. Себестоимость реализованной продукции – 10 656 тыс. руб.
3. Прибыль от реализации – 296 тыс. руб.
4. На величину балансовой прибыли, которая составила 287 тыс. руб. повлияли увеличение прибыль от реализации продукции, уменьшение операционных расходов ( в связи с отменой налога на ЖКХ).
5. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налога в соответствии с учредительными документами была направлена в фонд накопления – 45 тыс. руб., в фонд потребления – 108 тыс. руб., в фонд социальной сферы – 18 тыс. руб.
Как показывает анализ на ООО «Трэк» наблюдается повышение прибыли от реализации продукции. Так в 2000 году она составила 150 тыс. руб., а в 2001 году – 287 тыс. руб.
На изменение прибыли повлияли следующие факторы: себестоимость, разновидность выполняемых работ, объем реализации. Широкая гамма выполняемых работ и услуг укрепляет позиции ООО «Трэк» на рынке, расширяет объем оказываемых услуг
Их данных анализ рентабельности фирмы «Трэк» видно, что
прирост рентабельности за отчетный период составляет 26.%. Влияние на это изменение оказали факторы:
- увеличение прибыльности продукции на 5%, т.е. увеличилась прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции.
- снижение фондоемкости на 9%, это свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и ведет к экономии капитальных вложений.
- и снижение оборачиваемости оборотных активов на 12%. Замедление оборачиваемости оборотных активов способствует повышению потребности в увеличении запасов сырья, материалов, и замедляет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.
Анализ использования прибыли фирмой «Трэк» показал, как распределялись средства в фонд потребления и в фонд накопления.
На фирме «Трэк» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера, что повлекло за собой замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности роста товарооборота и прибыли.
Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.
Таким образом фирме «Трэк» нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.