Структурные границы конфликтной ситуации содержат в себе основных и второстепенных участников, объект конфликта, функциональные взаимосвязи, социальную среду и объективную обстановку, в которых развивается конфликт.
Временные границы охватывают промежуток времени, в течение которого качественно не меняются основные участники конфликта и характер их взаимодействия, а также объект конфликта. При качественном изменении хотя бы одного компонента начинается новая конфликтная ситуация, которая также подвергается комплексному анализу.
В целом конфликт может содержать в себе одну, несколько или много конфликтных ситуаций. Изучать конфликтные ситуации можно с помощью документов, опросов участников и свидетелей или непосредственно во время развития реального конфликта.
Для проведения системно-ситуационного анализа разработан бланк, который содержит 60 вопросов, характеризующих более 80 параметров конфликта.
Данный метод был разработан и опробован в 1987-1992 гг. и имеет два ценных достоинства. Во-первых, он изучает конкретный реальный конфликт, а не мнения людей и экспертов об абстрактных конфликтах. Во-вторых, он позволяет провести целостное исследование конфликта, а не фрагментарное в пространственно-временных и содержательных границах.
Системно-ситуационный анализ показал высокую результативность и способность выявлять такие закономерности развития конфликтов, которые с помощью других методов определить не удается.
Рассмотрим психологические методы. Для изучения внутриличностной конфликтности человека в конфликтологии используются различные методы и методики, разработанные в других науках, в частности методы психологии. В основном это опросы, тестирование и индивидуальные беседы. Для проведения комплексного исследования применяется блок методик. Например: Ю.Н. Юрлов для выявления внутриличностных конфликтов у курсантов военных училищ использовал методику Т. Лири, методику М. Рокича и шкалу депрессии[13].
Разработанная Г. Келлером методика используется для определения внутриличностного конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности.
Е.П. Иванова и А.И. Светличный (1993) выявляли взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов с помощью методики определения типа поведения в конфликте К. Томаса[14].
А.И. Шипилов (1999) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности, которая была подтверждена использованием других методик[15].
Для определения межличностной конфликтности используются опросники и тесты.
Опросник А. Баса – А. Дарки используется для определения индивидуального уровня агрессивности личности. С помощью этого опросника можно исследовать различные формы агрессивных и враждебных реакций человека: физическую, косвенную, вербальную, обиду, зависть, подозрительность, раздражительность, негативизм.[16]
Методика Т. Лири изучает взаимоотношения в малой группе. С ее помощью можно определить преобладающий тип отношения личности к окружающим и выявить наиболее конфликтные типы (прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический)[17].
Личностный опросник Г. Айзенка способствует выявлению типа темперамента личности.
Опросник Р. Кеттелла используют для выявления конфликтных личностей.
Методика «Q-сортировка», предложенная Х. Заленом и Д. Штоком, применяется для измерения проявлений таких тенденций поведения, как зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы[18].
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера используется для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойство личности[19].
Опросник К. Томаса предназначен для определения стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Для исследования межличностных конфликтов используют методы и методики социальной психологии.
1. Наблюдение – междисциплинарный метод – используется для анализа всех видов конфликтов. Наблюдение способствует непосредственному восприятию конфликта. Наблюдать конфликт можно изнутри (участвовать в нем) или со стороны (быть свидетелем, медиатором, другим участником). С помощью наблюдения можно проследить динамику конфликта, оценить действие многих факторов, их эффективность в естественных условиях.
Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки. Наблюдатель внутри конфликта испытывает его влияние и сам влияет на конфликт. На объективность наблюдения влияет также знания, опыт, эмоции.
2. Социометрия – социально-психологический тест, разработанный американским психологом Я. Морено, используется для выявления напряженных, конфликтных взаимодействий в малой группе. С помощью тестирования определяется отношение каждого члена группы к окружающим. Также используются различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод[20], модульный социотест межличностных отношений[21], пространственная социометрия, цветовой тест отношений (ЦТО).
3. Метод опроса заключается в применении различных видов анкетирования, проведении бесед, массовых и экспертных опросов.
К средствам, используемым в этом методе можно отнести методику определения внутригрупповой колфликтности Т.А. Полозовой, опросник Б. Кросби и Дж. Шерер, шкалу-опросник Ф. Фидлера – Ю. Ханина, методику «Межличностный семейный конфликт», методику «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной.
4. Используются также различные тесты, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.
Перейдем к исследованию межгрупповых конфликтов. Не все методы, применяемые для диагностики межличностных конфликтов, могут быть применены в исследовании межгрупповых конфликтов. Частично применяется наблюдение и ретроспективный анализ. Более оправдано применение качественных методов и математическое моделирование.
К качественным методам относятся:
– анализ представляет собой изучение не всего конфликта целиком, а его составных частей. Можно анализировать функции конфликта, его динамику, структурные элементы. Проводя исследование функций, анализируют их конструктивность и деструктивность, какое влияние оказывает конфликт на участников и на окружающую среду. Анализ динамики конфликтов производится по ее этапам и периодам. Изучая структурные элементы, анализируют оппонентов, их мотивы, интересы, тактики, стратегии и т.п.;
– синтеззаключается в соединении составных частей и их свойств, изучаемых с помощью анализа, в единое целое, определяется их роль и место в конфликте, оценивается их проявление как единого целого;
– индукцияпредставляет собой обобщенный вывод из результатов исследования отдельных событий, фактов, фрагментов, делается заключение об общих закономерностях функционирования конфликтов;
– дедукция – это частный вывод из общего положения. Но в данном случае частное будет выступать в новом качестве, оно будет иметь не первоначальный вид, а обогатится новыми конкретными знаниями;
– исторический метод. Изучает конфликт в его временных границах, позволяет выявить в каких условиях и при каких обстоятельствах произошло возникновение конфликта, оценивает роль личностей и социальных групп в его развитии, провести анализ завершения подобных конфликтов;