Конфронтационная стратегия – предполагает агрессивные действия, выражающиеся в создании прямых или косвенных помех, угрозах, оскорблениях, унизительных требованиях, физическом насилии и т.п.
Манипулятивная стратегия – косвенное психологическое воздействие, вынуждающее оппонента уступить.
Переговорная стратегия характеризуется активным обсуждением проблемы и выработкой совместного решения, которое устраивает обе стороны.
На выбор стратегии поведения в конфликте влияют личностные факторы и факторы ситуации.
Тактика поведения в конфликте бывает следующих видов:
1. Тактика захвата и удержания объекта конфликта применяется в том случае, когда объект материален (например: самовольный захват жилого помещения).
2. Тактика физического насилия (ущерба) – нанесение вреда имуществу, создание помех в деятельности, физическое воздействие и т.п.
3. Тактика психологического насилия (ущерба) – дискриминация, грубость, распространение порочащих слухов, унижение и т.п.
4. Тактика давления – угрозы, ультиматумы, шантаж, приказы и т.п.
5. Тактика демонстративных действий (привлечение внимания) – бессрочные голодовки, плакаты, лозунги, невыход на работу, публичные высказывания и т.п.
6. Санкционирование – невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств, взыскания, увеличение рабочей нагрузки и т.п.
7. Тактика коалиций – привлечение на свою сторону руководителей, друзей, СМИ, органов власти и т.д. с целью усиления своего ранга.
8. Тактика фиксации своей позиции – убеждения, просьбы, критика, предположение и т.п.
9. Тактика дружелюбия – уважительное отношение, поощрение, предложение помощи, демонстрация готовности решать проблему и т.п.
10. Тактика сделок – обмен благами, уступками, извинениями, обещаниями.
Исключительное значение для понимания возникновения и развития конфликта имеет субъективное восприятие конфликтной ситуации. Образ конфликтной ситуации формируется в психике каждого участника и содержит в себе: представление о самом себе (своих интересах, целях и т.д.); о своем противнике (его интересах, целях и т.д.); представление каждого оппонента о восприятии его другой стороной; о среде, в которой возникает конфликт.
Человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию[11].
Искажается и сама конфликтная ситуация в целом, и ее составляющие элементы.
Ситуация упрощается по принципу «здесь и теперь», события имеют категоричную оценку в «черно-белом» цвете, происходит отбор информации и ее представление в соответствии со своими взглядами. Собственные мотивы, цели, интересы оцениваются как положительные, мотивы оппонента представляются коварными, низменными. Собственная позиция оценивается как единственно верная, подкрепленная нормативами, позиция оппонента – как ошибочная, действиям приписывается агрессивность, аморальность, умышленность. Подвергаются искажению и личностные качества: себе приписываются только положительные черты, невыгодные качества замалчиваются; оппонент представляется как в «кривом зеркале», замалчиваются положительные качества, а негативные усиливаются.
На степень искажения восприятия конфликтной ситуации существенное влияние оказывают: состояние стресса, повышенные негативные эмоции, недостаточная информированность оппонентов друг о друге, степень важности мотивов и потребностей, неумение прогнозировать развитие событий, доминирование «агрессивной концепции среды», негативное отношение к оппоненту в доконфликтный период.
Системно-функциональный анализ. Любой конфликт развивается в тесной взаимосвязи с условиями внешней среды. С помощью этого метода исследуются основные взаимосвязи с внешней средой и внутри конфликта, характер и способы взаимодействия элементов и подструктур друг на друга.
Системно-генетический анализ способствует исследованию движущих сил эволюции, развития и динамики конфликтов.
Результатом системно-генетического анализа является определение системы причин конфликтов, которые имеют объективно-субъективный характер. Их можно объединить в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины.
Рассмотрим системно-информационный анализ. В исследовании конфликтов информация имеет важное значение. Главной составляющей любого конфликта является объект. Каждый участник конфликта создает в своем сознании свое собственное, субъективное представление об объекте конфликта, источником для этого служит информация. Свое поведение в конфликте оппоненты организуют, сообразуясь со своими информационными моделями, не опираясь на реальность. Противоборствующие стороны формируют субъективные информационные модели конфликтной ситуации в целом, а также модели своих целей, мотивов, возможностей противников, модели отношений окружающих и др.
Системно-ситуационный метод анализа является дополнительным видом анализа конфликтов и представляет собой комплексный системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ конфликта.
Чтобы осуществить системно-ситуационный анализ, необходимо выделить единицу анализа. Единица анализа представляет собой минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми основными свойствами последнего[12].
Единицей анализа конфликтов выступает «ситуация», которая позволяет произвести комплексный анализ деятельности в субъективно-объективной определенности и рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности, объективные условия деятельности.
Исследовать конфликты можно по элементам и по единицам. Например, анализируя конфликт между Россией и Украиной на почве транспортировки газа в страны Европы по элементам, можно выделить следующие варианты. Можно рассматривать политику Украины и ее действия за определенный промежуток времени (за год или пять лет). Можно оценивать за этот же промежуток времени (за год или пять лет) политику и деятельность России. Можно изучать конфликт между руководством России и Украины.
Такой анализ конфликта по его элементам дает представление о каждом из участников и его действиях, но не учитывает роль других участников и не охватывает весь конфликт, а рассматривает только его часть длительностью в один год (пять лет).
Изучая этот конфликт с помощью конфликтной ситуации, которая является единицей анализа, можно произвести более полный комплексный анализ. Данный способ предполагает выявление всех основных и второстепенных участников конфликта, определение пространственных границ, выделение фаз конфликтного взаимодействия, в течение которых характер взаимоотношений основных участников качественно не меняется.
Системный анализ. Ситуационный метод анализа позволяет накапливать информацию о конкретных конфликтах с участием конкретных людей в конкретных условиях, что дает возможность стандартизировать и хранить накопленную информацию с целью дальнейшего изучения и применения на практике.