27б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
28б. Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29а. Я предлагаю среднюю позицию.
29б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
30б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
Сумма количества баллов по каждой шкале даст Вам представление о выраженности той или иной стратегии решения конфликтов и поведении в конфликтных ситуациях.
Теперь Вы больше знаете о себе и Вы способны выбирать нужную Вам стратегию решения конфликтной ситуации.
ключ для анализа (совпадение - 1 балл)
Стратегия |
Вопросы (ответы) |
Сотрудничество |
2Б 5А 8Б 11А14А19А 20А 21Б 23А 26Б 28Б 30Б |
Приспособление |
1Б 3Б 4Б 11Б 15А 16А 18А 21А24А 25Б 27Б 30А |
Соперничество |
3А 6Б 8А 9Б 10А 13Б 14Б 16Б 17А 22Б 25А 28А |
Компромисс |
2А 4А 7Б 10Б 12Б 13А 18Б 20Б 22А 24Б 26А 29А |
Избегание |
1А 5Б 6А 7А 9А 12А 15Б 17Б 19Б 23Б 27А 29Б |
Приложение 2
Тест на поведение в конфликте
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение.
№ п/п |
Позиция |
Оценка |
1 |
Критически оцениваю партнера |
1 2 3 4 5 |
2 |
Приписываю ему низменные или плохие намерения |
1 2 3 4 5 |
3 |
Демонстрирую знаки превосходства |
1 2 3 4 5 |
4 |
Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру |
1 2 3 4 5 |
5 |
Игнорирую интересы соперника |
1 2 3 4 5 |
6 |
Вижу все только со своей позиции |
1 2 3 4 5 |
7 |
Уменьшаю заслуги партнера |
1 2 3 4 5 |
8 |
Преувеличиваю свои заслуги |
1 2 3 4 5 |
9 |
Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера |
1 2 3 4 5 |
10 |
Выдвигаю перед партнером множество претензий |
1 2 3 4 5 |
11 |
Раздражаюсь, перехожу на крик, повышение голоса |
1 2 3 4 5 |
Обработка результатов
Отклонение вправо от оценки «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Приложение 3
Тест «Самооценка конфликта»
Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присвойте этому вопросу два очка.
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
З. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6 . Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. При обсуждении того или иного вопроса с руководством:
а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;
в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении.
8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.