Формирование совокупного работника является закономерностью исторического развития личного фактора производства. В условиях натурального домашнего хозяйства человек выступает как единичный работник, который сам с помощью примитивных средств производит конечный продукт. Однако с развитием производительных сил, появлением простого и сложного разделения труда производственная деятельность человека становится частью совокупного труда в создании готовых продуктов, а сам он превращается в элемент совокупного работника.
Совокупный работник возникает и функционирует как социально-экономическое и технико-организационное единство работников, которые органично взаимосвязаны и применяют единый производственный механизм в процессе производства конечного продукта.
Условиями формирования совокупного работника являются единая производственная цель, основывающаяся на общих экономических интересах и потребностях, коллективный труд, его общественное разделение и необходимость обмена продуктами индивидуального производства.
На стадии первобытной общности людей коллективный характер труда был обусловлен низким уровнем развития производительных сил и бессилием человека перед природой. Основой коллективных действий здесь выступала "природная коллективность" — семья, племя.
Общественное разделение труда создает качественно новые предпосылки формирования и развития совокупного работника. Этот продолжительный процесс характеризуется противоречивым единством дифференциации и интеграции, специализации и кооперации производства, разделением, обобществлением и единичным расчленением общественного труда и его планомерной комбинацией. Важными его вехами были простая кооперация, мануфактура, фабрика. Возникновение и развитие крупного машинного производства технологически обусловили необходимость планомерной связи, интеграции рабочей силы и труда отдельных участков кооперации. На смену частичному работнику, простому носителю определенной частичной общественной функции приходит развитой индивидуум, для которого различные общественные функции являются сменяющими друг друга способами жизнедеятельности.
В связи с существенным усилением общественного характера труда началось формирование современных параметров совокупного работника предприятия, отрасли, региона и т. п. Однако следует отметить, что чем шире границы совокупного работника, тем слабее прочность связей отдельных его элементов. Особую роль в развитии этого процесса играют научно-техническая революция, деятельность транснациональных корпораций, формирование мирового рынка. В современных условиях деятельность совокупного работника постепенно выходит на межгосударственный уровень.
Таким образом, процесс исторического формирования и развития совокупного работника непрерывно связан с изменениями в характере и уровне развития средств производства, совершенствованием организации труда.
По своей сущности совокупный работник является носителем черт той или иной формы разделения труда, характеризует стадию зрелости его кооперирования. С одной стороны, совокупный работник — это результат развития производительных сил, а с другой — его социальная природа, форма и размеры определяются характером экономических производственных отношений, формой собственности на средства производства, границами того или иного хозяйства (общины, мануфактуры, поместья, предприятия и т. п.).
Трудовой потенциал — это потенциал рабочего времени населения. Ему свойственна совокупность количественных и качественных общественно полезных характеристик, определяемых уровнем развития того или иного региона, его хозяйственными, историческими, демографическими, этническими особенностями. Трудовой потенциал — это масса всевозможных ресурсов труда, которые определяются численностью всех трудоспособных людей и тех, которые приближаются к этой категории.
Составной частью трудового потенциала общества является население, занятое как в производственной, так и в непроизводственной сферах: люди трудоспособного возраста, занятые домашним хозяйством, обучением, военной службой, трудоспособные пенсионеры и некоторые другие.
Трудовой потенциал не следует сравнивать лишь с количеством носителей рабочей силы. Улучшение качественных характеристик увеличивает трудовой потенциал в рамках одного и того же количества трудоспособного населения. Кроме того, трудовой потенциал увеличивают и такие процессы, благодаря которым появляется дополнительное потенциальное рабочее время, например, работа по совместительству, сверхурочная работа, дополнительные смены работы.
Трудовой потенциал населения страны как сложное сочетание физических способностей, знаний, опыта, духовных и моральных ценностей, культурно-национальных установок, обычаев и традиций содержит два основных компонента:
а) профессионально-квалификационную подготовку населения, которая основывается на определенном общеобразовательном уровне, включает жизненный хозяйственный опыт, практические навыки;
б) готовность и способность работников к производительному труду, который определяется их ценностными ориентациями и трудовой мотивацией.
Таким образом, трудовой потенциал как социально-экономическое явление функционирует в противоречивом единстве объективных и субъективных факторов.
В отличие от трудового потенциала к трудовым ресурсам принадлежат те, которые являются не только носителями рабочей силы, способными работать, но и реализуют эту способность в общественном производстве в соответствии с действующим законодательством в определенных возрастных границах.
Совокупный работник как носитель совокупной рабочей силы означает сложное единство работающих, способное функционировать только как органическая целостность, в которой отдельные работники организованы и связаны друг с другом на основе конкретной формы собственности и хозяйствования. Комбинированная и интегрированная на различных экономических уровнях рабочая сила имеет большие производственные возможности, чем сумма индивидуальных работников. Она превращает характеристики, являющиеся недостатками частичного работника, в достоинства и преимущества.
В состав совокупного работника входят не только те, которые непосредственно воздействуют на предмет труда, но и те, которые заняты умственным трудом, принимают участие в управлении, планировании и организации общественного производства, т.е. осуществляют определенную его функцию. Важной составной частью совокупного работника являются научные работники. Это обусловлено превращением науки в непосредственную производительную силу общества, возрастанием ее роли в производственном процессе.
Таким образом, структура совокупного работника определяется структурой национальной экономики, степенью развития и проникновения науки в производство, процессами комбинирования и специализации труда и т. п.
Совокупный общественный работник — это непрерывно развивающаяся категория. Современный совокупный работник характеризуется резким углублением дифференциации и одновременно интеграции его частей.