- совершенствование системы образования и подготовки кадров;
- ликвидация барьеров, препятствующих созданию или расширению предприятий;
- совершенствование системы мер по созданию и распространению новой технологии;
- гибкость в вопросах заработной платы;
- изменения в законодательстве, которые не препятствовали бы свободному найму на работу;
- гибкость в вопросах свободного времени;
- разработка политики, направленной на повышение уровня занятости, а не на поддержку безработицы;
- изменения системы социального обеспечения в направлении стимулирования трудоустройства.
Система мер по регулированию безработицы в Украине включает:
1) развитие разветвленной системы государственной службы занятости, профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации кадров;
2) предоставление предпринимателям субсидий, премий и налоговых льгот для найма дополнительной рабочей силы или переведения части работников на сокращенный рабочий день;
3) государственную поддержку нетрадиционным сферам занятости;
4) стимулирование предпринимателей к обучению, переквалификации и дальнейшему трудоустройству дополнительной рабочей силы;
5) привлечение частного (как отечественного, так и иностранного) капитала в районы с устойчивым уровнем безработицы;
6) регулирование возможности трудоустройства за границей, присоединение Украины к международному рынку труда;
7) стимулирование лиц, получающих государственную помощь, к поиску рабочих мест;
8) увеличение количества стажеров в системе профессионального образования;
9) введение в действие запасов неустановленного оборудования и повышение коэффициента его сменности в целом;
10) меры по квотированию рабочих мест для представителей наиболее уязвимых групп на рынке труда, беспроцентные кредиты, которые предоставляются безработным, начинающим собственный бизнес;
11) организацию региональными или местными органами власти в кооперации с отдельными предприятиями или учреждениями социальных (общественных) работ и т. п.
Механизм социальной помощи безработным составляют различные виды компенсаций при потере работы; особые гарантии работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в структуре производства и организации труда; стипендии на время профессиональной подготовки и переподготовки, выплаты пособия по безработице.
При этом надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, как правило, низкие уровни заработной платы в стране, многократно отстающие от уровня стоимости рабочей силы, а отсюда и соответствующие пособия. Во-вторых, ничтожные возможности государства влиять на процесс занятости, оказание помощи безработным в условиях не только всеобщего кризиса, но и отсутствия у государства необходимых финансовых возможностей.
Система социальной защиты населения в сфере занятости должна охватывать три взаимосвязанных уровня — макроуровень, регионально-отраслевой и первичный — со свойственными для них функциями и механизмами реализации. В модели управления системой занятости должны получать отражение все факторы, которые влияют на положение рынка рабочей силы, и мотивы, которые формируют поведение населения до трудоспособного возраста, работающего, трудоспособного неработающего и нетрудоспособного.
Общественное производство Украины в условиях перехода к рыночным отношениям и всеохватывающего системного кризиса перенасыщено рабочей силой. По подсчетам специалистов, потенциальный излишек ее — сверхзанятость — составляет 18 — 20 процентов. Это означает, что с каждым годом процессы высвобождения рабочей силы будут затрагивать все большее количество людей и целых коллективов, интересы которых могут и не совпадать. Главная задача системы защиты от безработицы в этих условиях — это, прежде всего, стабилизация, восстановление и развитие на рыночной основе национального производства как основное направление решения проблемы, а кроме того, борьба с социальным иждивенчеством, стимулирование человека к поискам работы и переобучению, а также предоставление ему необходимой при этом помощи.
В целом безработица как экономическое и социальное явление рыночной экономики — это проявление относительного перенаселения, появления относительно лишних людей. Вместе с тем это не абсолютное перенаселение, а лишь относительно потребностей в рабочей силе для прибыльного ведения предпринимательского хозяйства.
Проблема занятости населения разрешается установлением макроэкономического равновесия, а оно тесно связано с проблемой инфляции. Дело в том, что важной составляющей макроэкономического равновесия является ценовая стабильность. Последняя, в свою очередь, в значительной мере зависит от устойчивости денежной системы.
Инфляция является фактором обоих отмеченных процессов. Как социально-экономическое явление она возникла еще в XVI в., но имела локальный характер. Лишь с развитием рыночной экономики инфляция приобретает постоянный характер.
Сегодня многие экономисты и политики называют инфляцию врагом общества номер один, наиболее суровым налогом. Она тесно связана с проблемой занятости населения и безработицей, материальным и духовным благополучием людей, их благосостоянием.
Инфляция — это обесценивание денег в результате нарушения законов денежного обращения и появления массы денег, не обеспеченных товарной массой.
Не следует отождествлять инфляцию с эмиссией денег или ростом цен. Эмиссия — это законодательно обусловленный выпуск дополнительной массы денег в обращение. Когда этот процесс обслуживает объективные потребности обеспечения непрерывности движения возрастающего объема товарных ценностей, он не является инфляционным фактором. Эмиссия выступает источником инфляции тогда, когда она приводит к переполнению каналов денежного обращения, появлению излишних, а значит, обесцененных денег.
Важным проявлением инфляции является рост цен. Однако инфляция не может быть связана лишь с чисто денежным феноменом. Это сложное социально-экономическое явление, порожденное диспропорциональностью воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, следствие дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением.
Инфляционный процесс может происходить и без возрастания цен. Например, так называемая незаметная инфляция происходит вследствие деформации структуры производства, "вымывания" товаров дешевого ассортимента или снижения качества благ в условиях неизменности цены.
В свою очередь, можно привести немало примеров, когда рост цен не является проявлением или причиной инфляции. Среди причин неинфляционного роста цен — повышение качества товаров в результате внедрения достижений научно-технического прогресса; монополизация рынка; циклические и сезонные колебания; государственное регулирование экономики; введение новых ставок или видов налогов; стихийные бедствия и т. п.
Инфляционный рост цен обусловлен излишним количеством денег в обращении.
Таким образом, инфляция — чрезвычайно сложное, многофакторное социально-экономическое явление. Среди факторов его развития — внутренние и внешние, экономические и неэкономические, монетарные и немонетарные.