Таким образом, рефлексия осуществляется как перед деятельностью, так и внутри деятельности и по завершению (с целью анализа). Из выше сказанного вытекает, что рефлексия является ведущим слоем всех управленческих процессов и самой функциональной структуры управленческой деятельности остается осуществление различных рефлексивных процессов, а основу мастерства управленца составляет умение гибко осуществлять рефлексию в той или иной функции. Вторичную основу мастерства управленца составляет набор умений, способствующих реализации снабженческой и корректировочной функции.
Центральное звено в рефлексии - критика. Она ответственна за проблематизацию, которая протекает первоначально мало осознанно. Вместе с появлением концепций, понятийно-категориальных средств характер критики существенно изменяется в сторону большей определенности этих тонких процедур, их средственно-технологической насыщенности и подконтрольности.
В наиболее очевидной форме различия выявляются в том случае, если критика становится перенесенной в соответствующую коммуникацию. В ней специалист выступает первоначально в роли организатора коммуникации и автора исходной точки зрения, предоставляя возможность осуществлять понимание и критику другому специалисту и привлекая в качестве арбитра представителя соответствующей науки.
Определение уровня развитости управленческой деятельности осуществляется через рефлексивный анализ деятельности. Содержание критериев привлекается из науки, а применение - из культуры мышления и общей культуры. А.А. Деркач выделяет концептуальный и ценностный анализ управленческой деятельности. Первый фиксирует применяемые обобщенные сущностно-значимые представления об управленческой деятельности, выступающие в качестве развитых критериев целостного анализа, либо к мыслительному конструированию этих представлений.
Второй характеризуется либо как фиксация готовых и соответствующих ситуации предельных, абстрактных отношений к деятельности, выступающих в качестве специфических средств самоопределения, либо как ситуационно значимое смещение в ряду ценностей через коррекцию отношения или содержания мировоззрения.
Таким образом, сущностные характеристики процесса управления в психологии и акмеологии имеют различия в подходах к управленческой деятельности, управленческим задачам, управленческим функциям и критериям уровням анализа. (8)
Заключение
Таким образом, в акмеологических исследованиях принятия управленческих решений оптимальность как принцип и соответствующая ему концепция базируется на результатах теоретических разработок сопряженных областей знаний и используется в качестве методологического принципа. Оптимизационный цикл, построенный на основе совокупности оптимизационных идей и сущности акмеологического подхода, является своего рода алгоритмом оптимизации в акмеологии, предполагающим как многообразие параметров, так и доминирование результативно-целевых и процессуально-динамических его характеристик. Функционирование оптимизационного цикла апробировано в акмеологическом исследовании на примере принятия управленческих решений и доказало свою состоятельность.
В социокультурных условиях, когда управленец принимает решения и осуществляет его реализацию, возникающая необходимость коррекционных действии всегда несет моменткоррекции объектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем больше диктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение к исполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты, учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства, редуцируются.
Управленческая деятельность - целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью.
Для оптимизации управленческих процессов исследователи предлагают использовать элементы проигровки их практики гештальт терапии. В наибольшей степени рефлексивный театр, рефлексивные игры приносят практическую пользу в проблемных ситуациях, когда обеспечивается продолжение попыток реализации прежних норм, когда инновационная и творческаяориентации, ценности становятся ведущими. Иначе говоря, в задачу актера входит демонстрация рефлексивного выхода, рефлексивного процесса, в котором меняется роль практического слоя, превращающегося в источник материала затруднений, в место апробаций решений, в приложение к рефлексивному процессу.
Высшее мастерство управленца в обычных условиях очень трудно фиксировать и выявляется лишь косвенно в отрывочных наблюдениях исследователей, в фрагментарных рассказах самих мастеров и т.п. Как правило, в реальных условиях нет возможности спокойно реконструировать все детали принятия решений, динамику коррекционных воздействий. Какие бы ни были полными материалы по произведенным управленческим процедурам, они оставляют большое поле для догадок, которые нельзя проверить в силу принципиальной рефлексивности и непредсказуемости в траектории конкретных действий, присущих управленцу достаточно высокого уровня профессионализма.
Факторы успешной реализации управленческого решения являются следующие: удовлетворение от самого процесса выполнения, возможность проявить особенности личного стиля в организации решения, моральное признание результатов труда, наличие материального поощрения, желание следовать инструкции жесткий контроль за выполнением, стремление избежать конфликтов, высокозначимый результат для личной карьеры, нетрудно достичь результата, доказать другим и себе, что можешь сделать это.
Факт принятия оптимального управленческого решения связано с высокой профессиональной компетентностью руководителя.
Е.В. Куликова, обобщившая акмеологические исследования в области проблем профессиональной компетентности и выявившая общее и особенное в процессе ее развития, показала, что общие акмеологические закономерности развития профессиональной компетентности отражают ее взаимосвязь с:
1) субъектностью как интегральной способностью к саморегуляции в деятельности и саморазвитии;
2) рефлексией как процессом осмысления и переосмысления содержания профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом;
3) акме-мотивацией как направленностью зрелой личности на эффективное решение задач
4) управления и задач личностно-профессионального развития и обеспечение его поступательного, акме-ориентированного характера.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие компоненты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управленческого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психологией управления различаются:
1) его управленческие потребности и способности;
2) его управленческая концепция.