1. Владение специальными знаниями о целях, содержании, объектах и средствах труда.
2. Владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности.
3. Овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.
Статус принципа оптимальности для акмеологии подчеркивается в диссертационном исследовании Г.С. Михайлова. Акмеология - современная комплексная область знания теоретико-практического типа, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, имеющая своей целью оптимизацию положения личности в современном социуме и наиболее продуктивное использование в разных сферах общественной и личной жизни ее природного, психологического, личностного, профессионального потенциала, наука о достижении вершин развития, жизни, мастерства.
По мнению Л.Г. Лаптева, в отличие от теории управления, которая нормативно предписывает всем системам (социальным, организационным, инженерным и т.п.) более оптимальные способы организации, акмеология имеет своим предметом субъект и лишь содействует ему в нахождении более оптимального способа организации.
Акмеология, как свидетельствуют многочисленные выводы и оценки экспертов, успешно выполняет интегративную роль в деле реформирования и оптимизации функционирования социального субъекта, имея дело с самим механизмом и способом перехода от стихийно сложившегося состояния и качества системы к оптимальному. (12)
При этом разработанная модель предмета акмеологии определяет не уровневое строение объекта, а динамику способа его организации в более оптимальный.
Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г. Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера - профессиональной деятельности, личностного развития и творческой самореализации, оптимизации различных сторон социальной практики и других.
Анализируя макрокомпоненты деятельности (гностический, проективный, организаторский, коммуникативный), А.А. Деркач включает в их совокупность конструктивный компонент, трактовка которого раскрывает суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта, исключает стихийный характер, минимизирует ошибки ., позволяет определить практические пути достижения идеального состояния. В связи с этим мы в экспериментальной части исследования сделали основной акцент на формирование конструктивности. Ссылки на оптимальность можно найти в различных направлениях акмеологического исследования. (7)
Законы акмеологии направлены на оптимальность, т.е. процедуры объективного диагностирования, и технологии развития, и субъективные рефлексивные способы совершенствования самого субъекта - все имеют единую целевую направленность на оптимальность, высший уровень совершенствования.
Обобщение тенденций оптимизационных акмеологических исследований приводится А.С. Гусевой. По ее мнению, учение об оптимизации как необходимый этап разработки современных технологических систем, превратилось в научное направление с едиными методами, применимыми к разнообразным объектам познания, акмеология же, как свидетельствуют многочисленные выводы и оценки экспертов, успешно выполняет интегративную роль в реформировании и оптимизации функционирования социального субъекта, управлении этим состоянием максимально эффективными средствами.
Особенность профессионализма управленческой мыследеятельности состоит в том, что задачи и проблемы как раз и касаются рефлексивной самоорганизации тех, с кем входит в отношение управленец, а также собственной рефлексивной самоорганизации. Кроме того, сервисный блок управленца, исходящий из делегирования части управленческих функции, сохраняет генетическую связь с управлением в целом. Это позволяет иметь переходы от одной критериальной базы к другой, облегчает достижение взаимопонимания с представителями многих рефлексивных профессий, само выявление уровня профессиональности исполнения их обязанностей.
Если уровень профессионализма зависит от социокультурных форм, от оформленного в них опыта профессиональной деятельности, то дополнительным источником роста профессионализма является самоизменение, саморазвитие в рамках потребностей профессиональной деятельности.
Критерием правильности управленческого решения является то, что значимо для заказчика (необходимое условие) и те способы построения деятельности исполнителей, их обеспечения, которые гарантируют достижение значимого для заказчика результата (достаточное условие).
Исходя из этого, выделяется предписывающая и властная стороны управленческой деятельности. (8)
Вне развитости рефлексивного сознания и овладения множеством культурных критериев правильности рефлексивной самоорганизации у управленца мало возможности снижать степень зависимости успешности реализации заказа от уровня своей профессиональной компетенции. Внешними факторами, уменьшающими степень драматизма данной проблемы, являются управленческая подготовка, общение с другими управленцами, наличие управленческих систем, взаимоконтроль в иерархических структурах и т.п. Но эти же факторы могут сводить коррекции в увеличении правильности к сведениям к стереотипам, уменьшению свободы самоорганизации, удлинению процесса опознавания реальной степени некомпетентности и т.п.
В отечественной науке проблема управления представлена весьма многопланово как в историческом, так и в современном аспектах. В энциклопедических словарях "управление" определяется как "элемент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития".
Управление - это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Оно является объективной потребностью всякой деятельности человека. Особенностями этого вида деятельности выступают предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Однако управление - не только простая потребность, но и фактор успеха деятельности. Чем лучше управление, тем выше вероятность успеха, ибо от управления зависит реальность предвидения успеха, чёткость и согласованность работы людей, заинтересованность участников совместного труда в общем результате.
Управленческая деятельность - целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью.
В отечественной психологии исследование проблем социального управления осуществлялось на основе системного подхода, предполагающего рассмотрение исследуемого предмета как вполне открытого, допускающего расширение и дополнение за счёт привлечения к анализу новых типов связей, обусловленных развитием системы. В теорию управления педагогическими системами заметный вклад внесли исследования В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Ф.Ф. Королёва, В.Г. Ильина, Ю.А. Конаржевского, В.П. Кузьмина, Л.Н. Новиковой, Л.К. Шияна, Э.Г. Юдина и др.