Герасимов Б.Н., занимавшийся исследование управленческой компетентности руководителей, отмечал, что в любом виде деятельности существуют стандартные технологии управления, которыми необходимо уметь пользоваться, чтобы эффективно решать профессиональные задачи. Освоение технологий менеджмента повышает требования к профессиональному отбору и подготовке управленческого персонала. Таким образом, необходим определенный набор технологий менеджмента, т.е. средств, с помощью которых можно успешно решать функциональные задачи управления. (5)
В результате анализа различных технологий, применяющихся в управленческой деятельности, были определены основные технологии менеджмента (всего 53) и разделены на следующие группы: власти, принятия управленческих решений, мотивации, стиля управления, конфликтологии, групповой динамики, коммуникации, организационной культуры, социальной ответственности и отношения к инновациям.
Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к работнику, входящему в эту деятельность, определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессионалом. Тогда качественно определенные степени соответствия работника требованиям профессиональной управленческой деятельности называются уровнями профессионализма.
Первый уровень профессионализма называется информационный, второй - процедурный (операционный), третий - тактический, четвертый - оперативный, пятый - проектный, шестой - ситуационный.
Содержание:
1) Способность собирать информацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. На этом уровне обычно происходит применение различных предписаний, а также освоение основных средств мышления и деятельности, необходимых для осуществления управленческой деятельности.
2) Способность выстраивал, конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности для решения определенных задач
3) Способность применять совокупность методов и средств, для решения задач в краткосрочный период. Необходимо уметь пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижения согласованных целей.
4) Способность управлять деятельностью нескольких специалистов или их групп. На этом уровне происходит выработка предписаний для управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью в познании других людей Способность разрабатывать и управлять различными проектами, периодически возникающими в организации.
На этом уровне происходит видоизменение предписаний в управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью к продуктивной деятельности и способностью решать проблемы, поставленные другими.
5) Способность управлять деятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Необходимо уметь корректировать выбранный метод управления и принятия решений с учетом конкретных условий данной ситуации.
6) Способность придавать управленческой деятельности, системность, т.е. рассматривать как совокупность Системный взаимосвязанных ситуаций и явлений, а также превращать сложное в простое, восходить от абстрактного к конкретному. Необходимо обладать способностью ставить проблемы. (5)
Способность вырабатывать миссию, цели организации. Приобретение способности разрабатывать программы Программно деятельности коллектива для достижения целей организации, - целевой. На данном уровне применяется комплексный подход, при котором учитываются различные аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Каждый из представленных уровней имеет такую степень качественной определенности, которая позволяет отличать один уровень от другого. Характеристики уровня является универсальной для любой деятельности управленческого типа.
Данная классификация значима на практике, так как помогает распределять функции менеджмента исходя из того, на каком управленческом уровне находится специалист. (5)
А.А. Деркач выделяет наиболее существенные признаки управленческой деятельности:
1. Поддержание в оптимальном рабочем режиме систем управления, сложных по составляющим их элементам и разнородных по функциям объектов (цель).
2. Объектом управленческой деятельности является организация, подсистемы которой имеют определенную этажность, что влияет на отношения между ними и отражается на содержании управленческой деятельности.
3. Люди, которые являются важнейшими компонентами системы управления, занимают определенные профессионально-должностные позиции в структуре организации, определяют функциональные связи внутри системы и функциональную зависимость между профессионально-должностными позициями.
4. Социально-психологические отношения между субъектами деятельности в системе управления, на которые влияют качественные характеристики выполнения функций, соответствующих профессионально-должностной позиции и отражающих весь спектр решаемых профессиональных задач: администраторских, стратегических, экспертно-консультативных, представительских, воспитательных, психотерапевтических, коммуникативных, инновационных и дисциплинарных.
5. Направленность на оптимизацию управленческой деятельности при помощи экономических, административных, психологических и педагогических воздействий.
6. Прием, переработка информации и генерация новой информации в виде управленческих решений, где прием информации как деятельность проходит в двух аспектах - внешнем и внутреннем плане деятельности. Первый - внешний план деятельности. Второй - составляет деятельность психическая, связанная непосредственно с механизмом формирования образа объекта управления. Внешний план деятельности по приему информации составляют действия поиска и сбора. Внутренний план включает обнаружение, опознание и декодирование информации.
7. Основным способом представления информации в управленческой деятельности используются показатели и средства описания характеристик объекта управления, функциональных и причинно-следственных отношений между его элементами, между объектом управления и средой.
8. Передача генерируемой информации другим людям.
9. Непосредственное участие субъекта управленческой деятельности в исполнении генерируемого им же решения профессиональных задач.
Таким образом, управленец проектирует и перепроектирует, обеспечивает, осуществляет постановку исполнительской деятельности и, в частности исполнительского бытия человека.
Выделяют еще одну особенность управленческой деятельности - ее рефлексивность, которая обеспечивает осознание исполняемого действия, помогает его контролировать и корректировать, а также характеризуется переходом от "сопровождающей" к "системообразующей". (6)
А.А. Деркач определяет управленческую рефлексию как размышления, возникающие при затруднениях в решении управленческих задач, включающие поиск причин затруднения и коррекцию способов управленческой деятельности Первоначальный этап рефлексии заключается в коррекции способа действия и ее познавательному обеспечению. В соответствии с процессом рефлексии различают основные функции - три из них первичны (познание, критика, нормирование). На их основе выделяют вторичные функции снабжения и обеспечения, функция перестановки акцентов в управленческой деятельности с осмысления на построение плана осуществления деятельности. (7)